Журнал: Социологический журналРоманович Н. А.Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность

Журнал: Социологический журнал

Романович Н. А.

Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2378
Романович Нелли Александровна
РАНХиГС при Президенте РФ (Воронежский филиал);Институт Общественного мнения «Квалитас»
доктор социологических наук, профессор, кафедра политологии и политического управления; генеральный директор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Романович Н. А. Алкоголь в России: мифы общественного мнения и реальность // Социологический журнал. 2015. Том. 21. № 3. С. С. 63-87.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2378

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Первые шаги к знакомству со спиртным обычно имеют вполне благовидные оправдания, которые по сути являются мифами. В статье рассматриваются семь таких мифов о водке, бытующих в российском обществе. Приводятся результаты социологических опросов, показывающих степень приверженности населения этим мифам с разницей в десять лет (на примере жителей г. Воронежа, 2003–2004 — 2014 гг.). Воронеж — типичный большой российский город, поэтому происходящие здесь изменения в общественном мнении выступают проекцией общероссийских перемен. Автор показывает, что сокращение показателей потребления водки нашими соотечественниками, отмеченное в последние годы, так или иначе связано с развенчиванием существующих мифов о ее полезности в тех или иных жизненных обстоятельствах. В России предпринимаются шаги для снижения потребления алкоголя на душу населения, и на фоне общих экономических и культурных изменений они имеют успех. «Алкогольное лобби» добилось снижения розничной цены на водку в качестве меры по борьбе с нелегальными суррогатами, в том числе самогоном. Однако последний, в зависимости от технологии его изготовления, может быть как опасным для здоровья, так и сравнительно безвредным спиртным напитком. Неоднозначность отношения к самогону подтверждается результатами социологических опросов. Автор доказывает, что взлет спроса на самогонные аппараты вызван не только ценой, но и низким качеством алкогольной продукции на прилавках.

Ключевые слова:

миф; потребление алкоголя; общественное мнение; русская водка; самогон; крепкие спиртные напитки; здоровье; качество спиртных

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 21. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)