Журнал: Социологическая наука и социальная практикаФурсова В. В., Горбачева О. В.Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса Фурсова Валентина Владимировна Казанский (Приволжский) федеральный университеткандидат социологических наук, доцентГорбачева Ольга Викторовна Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполевакандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и менеджмента Моя книжная полка > отложить >> посмотреть свою книжную полку Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Фурсова В. В., Горбачева О. В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса // Социологическая наука и социальная практика. 2015. Том. 0. № 2. С. 88-111.Аннотация: В статье прослеживаются основные этапы развития социологии образования в странах Запада и России от момента оформления на рубеже XIX–XX вв. основных теоретических подходов и парадигм до современного состояния развития данной отрасли социологии. Исследуя состояние социологии образования в России, авторы отмечают, что социология образования является одной из активно развивающихся отраслей социологической науки. Вместе с тем, в ней можно выделить такие проблемы, как небольшую численность работ теоретико-методологического характера, тематическую фрагментарность, редкость теоретического анализа и обобщения, размытость категориального аппарата, недостаточную изученность системы дошкольного, начального, среднего профессионального образования и ряд других. В статье отмечается, что в последнее десятилетие произошла актуализация методологической проблематики в отечественной социологии образования и, несмотря на различные оценки её состояния, исследователи сходятся во мнении о необходимости поиска новых теоретических подходов изучения образования, который отражает характерный для социологии последних десятилетий процесс интеграции в теории и методологии исследований макросоциальных процессов и повседневной жизнедеятельности людей. С целью конкретизации актуальных проблем образования и выявления особенностей современного отечественного социологического дискурса авторами был проведён анализ научных публикаций по данной проблематике, одной из задач которого являлось определение степени популярности использования качественных и количественных методов в конкретных социологических исследованиях образования. Несмотря на обилие научных работ, посвящённых качественной методологии социологических исследований, в целом в российской исследовательской практике сохраняется предпочтение в использовании количественных методов сбора первичной информации; статус качественных методов можно определить как вспомогательный, уточняющий, интерпретирующий отдельные аспекты количественной информации.Литература:Вахштайн В. С., Константиновский Д. Л., Куракин Д. Ю. Социологические исследования в образовании: от метафоры к интерпретации // Вопросы образования. 2008. № 4. – С. 17 – 30.Дюркгейм Э. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996. – 80 c.Константиновский Д. Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. – С. 117 – 124.Маннгейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994. – 700 с.Матвеева Н. А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): Монография. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 263 с.Нечаев В. Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 381 с.Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике. – СПб., 1895. – 240 с.Социально-профессиональная ориентация молодёжи / Отв. ред. М. Х. Титма. – Тарту: Ээсти раамат, 1973.Социология образования 1980 – 2003 гг.: Библиографический указатель / Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2004. – 120 с.Тахтарев К. М. Социология, её краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы. – Пг.: Издательское Товарищество Кооперативных Союзов «Кооперация», 1917. – 75 с.Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования 2000. № 2. С. 3 – 12.Шубкин В. Н., Артёмов В. И., Москаленко Н. Р., Бузукова Н. В., Калмык В. А. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. Н. Шубкина. – Новосибирск: НГУ, 1964. С. 152 – 267.Ядов В. А. К вопросу о макро-микро дилемме в социологии // Социологический журнал. 2009. № 1. С. 145 – 154.Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Тарту: Изд-во ТГУ, 1968. Работа переиздана с некоторыми дополнениями и изменениями в 1972, 1987 и 1995, 1999 гг.Althusser L. Ideologie et appareils ideologiques d’etat. – La pensee Juin, 1970. P. 87 – 91.Bryman A., Teevan J. Social Research Methods. Canadian Edition. Don Mills. – ON: Oxford University Press, 2005.Coster S., Hotyat F. La sociologie de l’education. – Bruxelles, Editions de l’institut de sociologie, 1970. – 344 p.Freire P. Education of the oppressed. – Middlesex: Penguin Books, 1970. – 142 p.Jick T. D. Mixing qualitative and quantitative methods: triangulation in action // Administrative Science Quarterly. – 1979. – № 4(24). – P. 602 – 611.Laflamme C. Pour une analyse paradigmatique de la formation et l’insertion pro- fessionelle // La formation et l’insertion professionelle. – Quebec, Canada, 1993. – P. 11 – 42.Prichard K., Buxton T. Concept and Theories in Sociology of Education. – N.Y., 1988.Silverman D. Qualitative Methodology and Sociology. – Vermont: Brookfield, 1985.Weber M. Essayas in sociology. – N.Y.: Oxford University press, 1946.Содержание выпуска>> Содержание выпуска 2015. Том. 0. № 2. >> Архив журнала КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 40+10= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10