Журнал: Гуманитарий Юга РоссииМиронов В. В.Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации

Журнал: Гуманитарий Юга России

Миронов В. В.

Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации


Миронов Владимир Васильевич
МГУ им. М.В. Ломоносова
Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, декан фило­софского факультета

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Миронов В. В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 101-120.

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

В работе проанализирована специ­фика трансформации культуры в условиях глобализации. Показано противоречие между культурными тенденциями как семиотической системы: стремлением к фиксации ценностей и необходимостью их цивилизационной адаптации к из­меняющимся условиям бытия культуры.

Литература:

  • Момджян К.Х. Философия общества // В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. Философия. Учение о бытии, по-знании и ценностях человеческого существования М.: ИНФРА-М, 1999.
  • Там же. С. 377.
  • Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 21.
  • «Воздействие памяти проявляется во всех операциях общественной системы, а значит - во всех коммуникациях, где она служит для контроля текущей непротиворечивости с оглядками (im Seitenblick) на известный мир и исключает рискованную информацию как невероятную» (Никлас Луман. Реальность массмедиа. М., 2005. С. 104)
  • «Язык - это код плюс его история» (Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 13).
  • Там же.
  • Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? ... С. 338.
  • См. Никлас Луман. Реальность массмедиа... С. 18.
  • «Поскольку массмедиа порождают некую фоновую реальность, способную стать отправной точкой, то от неё можно и оторваться, выделиться на её фоне своими личными мнениями, прогнозами, предпочтениями и т.д.» (Никлас Луман. Реальность массмедиа. С. 104).
  • Создание и внедрение искусственного в природное является, как мы отмечали в начале статьи, признаком процесса окультуривания.
  • Это блестяще описывает Умберто Эко в книге «Имя Розы», показывая, что библиотека является не только местом хранения книг для чтения другими, но и местом сокрытия их от непосвящённых. В частно¬сти, это касалось очень многих философских трудов античности, которые распространялись весьма дозированно.
  • См.: Платон. Федр. / Пер. А.Н. Егунова; под ред. Ю.А. Шичалина. М., 1989. С. 64-65. Сократ здесь подмечает действительное обстоятельство развития письменной, а затем печатной да и вообще всякой куль-туры, основанной на фиксации речи. В них важную роль начинает играть форма сохранения смысла (от письменной до нынешней, электронной).
  • Фонетический алфавит, законы грамматики оказывают влияние «на формы опыта, мировоззрение и самовыражение» (Маклюэн М. Галактика Гутенберга. С. 4). Можно по обратной аналогии проиллюстрировать это на примере того, как нынешняя виртуальная коммуникационная культура влияет на технологии образовательного процесса. Проявляется это в моде на презентации вместо классического чтения лекций. Это не просто реакция на возможность использования технических достижений. Человек начинает приобщаться к электронным средствам информации очень рано, фактически на стадии формирования устной речи, грамотности. Такое раннее приобщение способствует закреплению восприятия визуальных образов. И если ранее от них переходили к элементам абстрактного мышления, то сегодня образ (картинка) остается фактически главным средством коммуникации, первичным по отношению к словам и буквам. Человек часто с трудом воспринимает смыслы, выраженные не визуальным способом. В результате не ученик подтягивается к знанию, а преподаватель (как носитель знания) адаптируется под возможности ученика. «Наше время - это ранняя стадия эпохи, для которой печатная культура становится такой же чуждой по своему смыслу, какой рукописная культу¬ра была чужда восемнадцатому столетию. Мы первобытные люди новой культуры» (Маклюэн. М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. С. 201-202).
  • Г.С. Кнабе отмечает: «Как характеристика человеческого общества, культура обусловлена фундаментальным свойством этого общества - диалектическим противоречием отдельного, индивидуального, лич¬ного - словом человека, и родового, коллективного, совокупного - сло¬вом, общественного целого... Культура как форма общественного сознания отражает это двуединство общества - всегда состоящего из индивидов, самовоспроизводящих себя в процессе повседневной практики, и из норм и представлений, основанных на обобщении этой практики и регулирующих поведение этих индивидов в процессе той же практики» (Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 17).
  • В целой серии работ их блестяще анализировал Георгий Степанович Кнабе.
  • Запретные книги для чтения в определённом возрасте, запретные темы, запретные помещения, запретные языковые выражения и пр.
  • «Дамы города N были то, что называют презентабельны». «Ни¬когда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что подало бы намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя...»» (Гоголь Н.В. Мертвые души // Повести. Пьесы. Мертвые души. М., 1975. С. 439).
  • Можно, наверное, в связи с этим сказать, что тезис о единой общечеловеческой культуре весьма относителен.
  • Линейность порождалась письменной речью ещё до книгопечатания, однако в силу малой распространённости это свойство ещё не могло носить массового характера. В древнем и средневековом мире «внутреннее проговаривание само собой считалось неотделимым от гори-зонтального слежения за словами на странице» (Маклюэн М. Галактика Гутенберга. С. 66). «В средние века, как и в античности, читали не так, как сегодня (т.е. в основном глазами), а губами, произнося видимые глазом буквы, и ушами, прислушиваясь к произносимым словам, т.е. к тому, что называется «голосами страниц». Это было именно акустическое чтение.» (Там же. С. 134).
  • См. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004. С. 207.
  • Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 194.
  • Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 15.
  • См.: Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру // Вестник Российской академии наук. 2004. Т. 74, № 7.
  • Становление глобальной мировой системы культуры, разрушая классическую систему цивилизации как совокупности локальных культур, базируясь на использовании новейших информационных технологий и открывающихся коммуникационных возможностей, может реализовываться как наднациональное управление миром и вернуть нас на новой ступени к некой Глобальной Империи, что будет связано с возможностью тотального контроля за личностью (См.: Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004).
  • См.: РашкоффД. Медиавирус. М., 2003.
  • Когда мы часто для обозначения этих процессов используем термин «американизация», это не является следствием негативной оценки самих США, а просто отражает факт, что именно та страна, которая доминирует в научно-техническом отношении, в том числе и в сфере информационных технологий, может быть своеобразным культурным донором, распространяющим медиавирусы на все пространство современной куль-туры. Уже сегодня мы с горечью замечаем, что наши дети гораздо лучше героев русских сказок знают, кто такой Микки-Маус.
  • См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре... С. 8.
  • См.: Рашкофф Д. Медиавирус. М., 2003. С. 15.
  • СлотердайкП. Сферы I. Пузыри. СПб.: Наука, 2005. С. 541-542.
  • В августе 2009 г. в Германии был опубликован материал о рас¬следовании более 100 диссертаций, авторам которых «помогали» в их написании, причём в таких науках, как медицина, юриспруденция, экономика и инженерные науки. Цена услуг доходила до 20 000 евро за диссертацию. От¬мечено, что торговля диссертациями имеет место в Восточной Европе, США, некоторых центрально- или южноамериканских стран (См.: Verdacht auf verschacherte Doktortitel. Staatsanwaltschaft ermittelt gegen hundert Professoren. URL: http ://www. spiegel. de/unispiegel/studium/0,1518,6443 97,00.html; Akade- mische Titel. CDU-Politiker soll falscher Doktor sein. URL: http://www. spie- gel.de/unispiegel/jobundberuf/0,1518,637812,00.html).
  • Симон Кардонский. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки. URL: http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_07/ 2002_07.
  • См.: Миронов В.В. Философия и метамарфозы культуры. М., 2005.
  • Постмодернизм отразил «поворот к языку», который недоучитывался классической философией. Но если в 20-е гг. на первый план вы¬шел «предметно-объектный уровень исследования языка», то особенность постмодернизма в том, что он осуществляет «рефлексию над самими приемами анализа объектов» (Грязнов А. Ф. Постмодерн взбодрил аналитическую философию. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999 08/1999 8 03. htm).
  • «Несоответствие между, с одной стороны, информационной мощью системы, способной донести ваше высказывание до миллионов персональных компьютеров во всех уголках земного шара, а с другой - никем не контролируемой степенью вашей компетентности, подготовленности, морального и интеллектуального права высказываться по обсуждаемому вопросу, создает у участника интернетовского общения чувство игровой легкости. Возникает соблазн и возможности в любой момент со-скользнуть в несерьезность и иронию, столь полно соответствующие атмосфере постмодерна.» (Кнабе Г. Принцип индивидуальности, постмодерн и альтернативный ему образ философии // Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/edu/99-05-24/knabe.htm).
  • «Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения...» (Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностранная литература. Электронная версия журнала. 1999. № 10. URL: http://novosti.online.ru/magazine/inostran/n10- 99/visel.htm).
  • Не знаю, насколько необходимо обсуждать, например, проблему такого «культурного феномена», как «дерьмо» или «пуканье», представляющего собой «некий звук, который всегда что-то означает в социальных ситуациях», и глубокомысленный вывод автора о том, что «семантика пуканья представляет собой весьма сложную проблему» (Слотер- дайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001. С. 181).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. № 1.
>> Архив журнала