Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Саганенко Г. И., Степанова Е. И., Гегер А. Э.Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Саганенко Г. И., Степанова Е. И., Гегер А. Э.

Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей


Саганенко Галина Иосифовна
Социологический институт РАН
доктор социологических наук, профессор,ведущий научный сотрудник
Степанова Елена Игоревна
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Гегер Алексей Эдуардович
Социологический институт РАН
младший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Саганенко Г. И., Степанова Е. И., Гегер А. Э. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2011. № 32. С. 75-103.

Рубрика:

ПРАКТИКА СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ

Выражение признательности

проект № 08-03-00578а

Аннотация:

В статье представлен качественный эмпирический метод изучения ценностей, построенный на идеологии и технологии двойных открытых вопросов, позволяющих респондентам не только называть ценности, но разъяснять их смысл. Рассматривается рефлексивная методика выявления ценностей, описываются ее познавательные возможности в сравнении с традиционным подходом, нацеленным на стандартизированное измерение ценностей. Количественные оценки позволяют определить значимость для респондентов тех или иных ценностей. Показано, что методика реагирует на специфику локального социально-культурного контекста, индивидуальных социально-демографических характеристик и свойств социальных групп. Представлен способ изучения влияния различных факторов, в частности, таких как пол респондентов, тип и статус их учебного заведения, страна проживания.

Литература:

  • Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социол. исслед. 2010. № 1. С. 28–36.
  • Смирнов Л.М. Базовые ценности – поиск истоков. Структуры в сознании личности, универсалии предпочтений и поиск оснований. Волгоград: Учитель, 2005.
  • Панфилова А.О. Ценностные ориентации населения приморья // Социол. исслед. 2004. № 10. С. 117–119.
  • Лисовский В.Т. Молодежь: любовь брак, семья: социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.
  • Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002. №1. С. 96–105.
  • Сурина И.А., Гайсанов К.Р. Этнические ценности студенчества: сущность, структура и методы исследования. М., 1998.
  • Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед. 1998. № 12. С. 89–94.
  • Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов. Л.: Наука. 1979.
  • Inglehart R. Changing Values among Western Publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31. P. 130–146.
  • European Social Survey [on-line]. URL: http://www.europeansocialsurvey.org.
  • Rokeach, M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
  • Гоштаутас А., Семенов А.А., Ядов В.А. Адаптированный вариант методики М. Рокича // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
  • Standard Eurobarometer 69. Spring 2008 [on-line]. URL: http://ec.europa. eu/public_opinion/archives/eb/eb69/eb69_values_en.pdf.
  • Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.
  • Саганенко Г.И. Системы, форматы и познавательный потенциал открытых вопросов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV. № 4. С. 171–194.
  • Саганенко Г.И. Микро- и макросреда в методологии эмпирических социологических исследований // Петербургская социология сегодня: сб. научн. тр. / Социологический институт РАН. СПб.: Нестор-История, 2009. C. 13–40.
  • Саганенко Г.И., Каневский Е.А., Боярский К.К. Контексты эмпирического познания в социологии и возможности программы ВЕГА // Телескоп. 2008. № 6. С. 43–55.
  • Каневский Е.А., Саганенко Г.И. и др. Диалоговая система классификации и анализа текстов // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 198–215.
  • Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования / Под ред. Г.И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. Ч. 2.
  • Саганенко Г.И., Воронцова О. А. Представления молодежи о стране эпохи СССР // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 27. С. 158–177.
  • Саганенко Г.И. Значимость факторов в сравнительном контексте // Социол. исслед. 1988. № 2.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2011. № 32.
>> Архив журнала