Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Татарова Г. Г., Чеховский И. В.Метод фокус-групп: экспертные оценки «факторов неуспешности»

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Татарова Г. Г., Чеховский И. В.

Метод фокус-групп: экспертные оценки «факторов неуспешности»


Татарова Галина Галеевна
Институт социологии РАН
доктор социологических наук, главный научный сотрудник
Чеховский Иван Викторович
Российский университет дружбы народов
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры социологии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Татарова Г. Г., Чеховский И. В. Метод фокус-групп: экспертные оценки «факторов неуспешности» // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2012. № 34. С. 5-31.

Рубрика:

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В статье излагаются технология и результаты методического исследования, посвященного определению значимости влияния различных причин на «результативность» применения метода фокус-групп. Предлагаются способ формирования совокупности «факторов неуспешности» для оценивания экспертами, методика применения метода парных сравнений для количественной оценки силы воздействия этих факторов, рекомендации по устранению негативных эффектов их влияния.

Литература:

  • Merton R.K., Kendall P.L. The Focused Interview //American Journal of Sociology. 1946. Vol. 51. P. 541–557.
  • Merton R., Fiske M., Kendall P.Z. The Focused Interview. A Manual of Problem and Procedures. Glencoe, Ill: The Free Press, 1956, 1990.
  • Goldman A.E., McDonald S.S. The Group Depth Interview: Principles & Practice. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1987.
  • Greenbaum T.L. Handbook for Focus Group Research. London: Sage Publications, 1998.
  • Debus M. Handbook for Excellence in Focus Group Research. Washington: Porter Novelli, 1988.
  • Krueger R.A., Casey M.A. Focus Groups: A Practical Guide for Applied Research. Thousand Oaks; London; New Delhi: Sage Publications, Inc., 2000.
  • Morgan D.L. Focus Group as Qualitative Research. Newbury Park: Sage Publications, 1988.
  • Fern E.F. Advanced Focus Group Research. Thousand Oaks, CA, USA: Sage Publications, 2001.
  • Edmunds H. Focus Group Research Handbook. Chicago: NTC Business Books, 1999.
  • Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theory and Practice. L.; N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
  • Templeton J.F. Focus Groups: a Guide for Marketing and Advertising Professionals. Chicago: Probus, 1987.
  • Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа, 2001.
  • Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.
  • Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально- психологического исследования. М.: Магистр, 1997.
  • Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009. C. 225–231.
  • Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения, 2003. № 1. С. 46–55.
  • Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия, 2003.
  • Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. М.: Аспект Пресс, 2007.
  • Татарова Г.Г. Российская «четырехэмная область»: к 20-летию журнала // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 5–25.
  • Чеховский И.В. О значимости ошибок, возникающих при использовании метода фокус-групп (по результатам поискового исследования) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2009. № 2. С. 83–92.
  • Волков В.И., Трайнев В.А. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования. М.: Международная академия информационных процессов и технологий, 1996.
  • Крижановский О.В. Социологический статус метода экспертных оценок. Киев: Наукова думка, 1989.
  • Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М.: Из-во Московского университета, 1987.
  • Дэвид Г. Метод парных сравнений. М., 1978.
  • Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.: NOTA BENE, 1999.
  • Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М. 2003.
  • Henderson N.R. Trained Moderator Boost the Value of Qualitative Research // Marketing Research.1992. Vol. 4. Iss. 2.
  • Маслова С. Роли модератора фокус-групп: возможности и границы // Прикладной маркетинг. 2001. № 9.
  • Фоломеева Т.В. Вклад модератора в эффективность фокус-группы // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2001. № 2.
  • Greenbaum T.L. Moderating Focus Groups: a Practical Guide: a Practical Guide for Group Facilitation. Thousand Oaks, CA, USA: Sage publications, 2000.
  • Kennedy F. The Focused Group Interview and Moderator Bias // Marketing Review. 1976. Vol. 31. P. 19–21.
  • Штейнберг И.Е. Школа-студия глубинного интервью как эксполярная форма подготовки социолога-исследователя // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 104–106.
  • Мельникова О.Т. Методики и техники фокус-группового исследования // Социология: методология, методы и математическое моделирование. 2007. № 24. С. 7–27.
  • Фоломеева Т.В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы и математическое моделирование. 2003. № 17. С. 83–108.
  • Татарова Г.Г. Методологическая травма социолога: к вопросу интеграции знания // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 3–12.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. № 34.
>> Архив журнала