Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Малошонок Н. Г.Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Малошонок Н. Г.

Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения


Малошонок Наталья Геннадьевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
аспирант кафедры анализа социальных институтов, аналитик Центра внутреннего мониторинга

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Малошонок Н. Г. Измерение студенческой вовлеченности: основные методы и их ограничения // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2013. № 36. С. 177-199.

Рубрика:

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

Выражение признательности

выполняемого при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г. Автор выражает благодарность И.Ф. Девятко и И.Д. Фрумину

Аннотация:

Статья носит обзорный характер и посвящена описанию возможностей использования популярного среди зарубежных исследователей концепта «студенческая вовлеченность» и его показателей для оценки успешности высших учебных заведений. В работе рассматриваются основные подходы к операционализации и измерению студенческой вовлеченности, а также представлена авторская классификация методов ее изучения.

Литература:

  • Baron P., Corbin L. Student Engagement: Rhetoric and Reality // Higher Education Research & Development. 2012. Vol. 31. No. 6. P. 759–772.
  • Rait R. Life in the Medieval University. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1912.
  • Абрамов Р. Н. Трансформации академической автономии // Вопр. образования. 2010. № 3.
  • Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Вестн. института Кеннана в России. 2004. Вып. 6.
  • Павлюткин И.В. Университеты, рейтинги и рынок: институциональные эффекты ранжирований в поле высшего образования // Вопр. образования. 2010. № 1.
  • Koljatic M., Kuh G.D. A Longitudinal Assessment of College Student Engagement in Good Practices in Undergraduate Education // Higher Education. 2001. Vol. 42. No. 3. P. 351–371.
  • Ewell P.T., Jones D.P. Actions Matter: The Case for Indirect Measures in Assessing Higher Education’s Progress on the National Education Goals // Journal of General Education. Vol. 42. P. 56–121.
  • Fisher C., Berliner D., Filby N., Marliave R., Cahen L., Dishaw M. Teaching Behaviors, Academic Learning Time, and Student Achievement: An Overview // Time to Learn / Eds. C. Denham, A. Lieberman. Washington, DC: National Institute of Education. 1980.
  • Brophy J. Conceptualising Student Motivation // Educational Psychologist. 1983. Vol. 18. P. 200–215.
  • McIntyre D.J., Copenhaver R.W., Byrd D.M., Norris W.R. A Study of Engaged Student Behavior within Classroom Activities during Mathematics Class // Journal of Educational Research. 1983. Vol. 77. No. 1. P. 55–59.
  • Berliner D.C. The Half-Full Glass: A Review of Research on Teaching // Using What We Know About Teaching / Ed. P.L. Hosford. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1984.
  • Astin A. What Matters in College: Four Critical Years Revisited. San Francisco, CA: Jossey Bass, 1993.
  • Admiraal W., Wubbels T., Pilot A. College Teaching in Legal Education: Teaching Method, Students’ Time-on-Task and Achievement // Research in Higher Education. 1999. Vol. 40. No. 6. P. 687–704.
  • Hu S., Kuh G.D. Being (Dis)engaged in Educationally Purposeful Activities: The Influences of Student and Institutional Characteristics. Paper presented at the American Educational Research Association Annual Conference, 2001.
  • Coates H. Student Engagement in Campus-based and Online Education: University Connections. London: Taylor and Francis, 2006.
  • Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven Principles: For Good Practice in Undergraduate Education // AAHE Bulletin. 1987. March.
  • Astin A. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Development. 1984. Vol. 25. № 4. P. 518–529.
  • Pace R. Measuring the Quality of College Student Experiences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California. Los Angeles, 1984.
  • Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 11–21.
  • Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг. // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 1. С. 23–47.
  • Newmann F. Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools. N.Y.: Teachers College Press. 1992.
  • Pascarella E., Terenzini P. Interaction Effects in Spady’s and Tinto’s Conceptual Models of College Dropout // Sociology of Education. 1979. Vol. 52. P. 197–210.
  • Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual Framework and Overview of Psychometric Properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research, 2001.
  • Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. No. 1. P. 59–109.
  • Eckert P. Jocks and Burnouts: Social Categories and Identity in the High School. N.Y.: Teachers College Press, 1989.
  • McNeil L.M. Contradictions of Control: School Structure and School Knowledge. N.Y.: Routledge and Kegan Paul, 1986.
  • Handelsman M., Briggs W., Sullivan N., Towler A. A Measure of College Student Course Engagement // The Journal of Educational Research. 2005. Vol. 98. No. 3. P. 184–191.
  • Chapman E. Assessing Student Engagement Rates. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation. 2003.
  • Wilson R. Direct Observation of Academic Learning Time // Teaching Exceptional Children. 1987. Vol. 19. No. 2. P. 13–17.
  • Sandholtz J., Ringstaff C., Dwyer D. Student Engagement: Views from Technology-Rich Classrooms. Apple Computer Inc., 1994.
  • Kahu E.R. Framing Student Engagement in Higher Education // Studies in Higher Education. 2011. Doi: 10.1080/03075079.2011.598505.
  • Bryson C., Hardy C., Hand L. An In-Depth Investigation of Students’ Engagement Throughout Their First Year in University. Paper presented at UK National Transition Conference (May 22–24, London. 2009).
  • McMahon B., Portelli J. Engagement for What? Beyond Popular Discourses of Student Engagement // Leadership and Policy in Schools. 2004. Vol. 3. No. 1. P. 59–76.
  • Lutz M.E., Culver S. The National Survey of Student Engagement: A University-Level Analysis // Tertiary Education And Management. 2010. Vol. 16. No. 1. P. 35–44.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2013. № 36.
>> Архив журнала