Журнал: Социологическая наука и социальная практикаЗорина А. Е., Мозговая А. В.Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Зорина А. Е., Мозговая А. В.

Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4148
Зорина Анна Евгеньевна
Институт социологии РАН
научный сотрудник
Мозговая Алла Викторовна
Институт социологии РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зорина А. Е., Мозговая А. В. Ответственность власти и населения в условиях риска: фактор доверия // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1. С. 71-92.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.1.4148

Аннотация:

Исходным положением в статье является тезис о том, что трансформационные социально-экономические процессы в России обусловили становление бизнеса одним из основных субъектов социально ответственных отношений, эффективность которых обеспечивается коммуникацией с властными структурами и гражданским обществом – социальным партнёрством. В статье проводится анализ подходов к пониманию социальной ответственности в отечественной и зарубежной традиции; обобщаются практики реализации бизнесом своей социальной ответственности; анализируются и обобщаются результаты социологических исследований. Обосновывается вывод о том, что социальное партнёрство бизнеса, власти и населения не востребовано социальной практикой. Формулируется гипотеза, суть которой состоит в том, что актуализация населения в сфере защиты среды обитания, принятие ответственности коррелирует с уровнем доверия властным структурам, лицам, принимающим решения.Гипотеза подвергается эмпирической проверке на материалах социологического исследования. Результаты убедительно показывают наличие существенных различий по целому ряду социальных показателей между респондентами, доверяющими властным структурам и не доверяющими им. Интерпретация результатов наглядно демонстрирует тот потенциал ресурсов, которые властные структуры могут использовать для преодоления недоверия, отчуждённости населения от процесса разработки, принятия и контроля исполнения жизненно важных решений – реализации ответственности.

Литература:

  • Вайнер В. Семь уровней социальной активности бизнеса. 31.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Портал НКО. URL: http://www.portal–nko.ru/finance/fran/16529 (Дата обращения: 15.06.2015).
  • Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева / под. ред. М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. – 136 с.
  • Гражданская ответственность. Опрос в малых и средних городах. 26.05.2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://soc.fom.ru/obshchestvo/11522 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодёжи. М.: Мысль, 2007. – 288 с.
  • Индекс «Гражданская ответственность». 29.08.2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11691 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах» [Электронный ресурс] // Фонд Институт экономики города URL: http://www.urbaneconomics.ru/projects.php?folder_id=145&mat_id=80&page_id=608&from=search (Дата обращения: 20.11.2015).
  • Локус ответственности: внутренний и внешний [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение» // Доминанты. 2010. № 33. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d33lovv10.pdf (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Мозговая А. В., Комарова В. А. Социологическое обеспечение рисковой коммуникации // Риск: социологический анализ, коммуникация, региональной управление / отв. ред. А. В. Мозговая. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 143–156.
  • Потребительское поведение через призму доверия и ответственности. Исследование Левада-Центра по заказу ЦМИ Сбербанка [Электронный ресурс] // Сбербанк. Центр макроэкономических исследований. Февраль 2013. - 34 с. URL: http://gtmarket.ru/files/news/5390/Consumer_Behavior_Trust_and_Responsibility_of_Russian_Society_February_2013.pdf (Дата обращения: 20.11.2015).
  • Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. – 264 с.
  • Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
  • Словарь Ожегова: толковый словарь русского языка. 1949 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Современная энциклопедия [Электронный ресурс] 2000 // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/27442 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Социальная ответственность бизнеса – опыт России и Запада: исследование. 2004 [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». URL: http://www.cgp.ru/pdfs/delross.pdf (Дата обращения: 20.11.2011).
  • Социальная Хартия Российского бизнеса: соответствие принципов и индикаторов. 2008 [Электронный ресурс] // РСПП. Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: http://рспп.рф/simplepage/474 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Тульчинский Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнёрство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. Ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, 2012. – 236 с.
  • Цветкова Б. Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Цветкова Бэла Львовна. Н. Новгород, 2004. – 32 с.
  • Чирикова А. Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М.: Независимый институт социальной политики, 2007. – 152 с.
  • Шмерлина И. Социальная ответственность бизнеса (по материалам экспертных интервью). 2004. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru/report/map/d042629 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Экологическая ответственность предприятий. 2014. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11651 (Дата обращения: 28.12.2015).
  • Bavec C. Social Responsibility and Professional Ethics in Management: Does It Matter? [Electronic resource] // Social Responsibility, Professional Ethics, and Management Proceedings of the 11th International Conference 2010, Ankara, Turkey, 24–27 November. 2010. URL: http://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/978-961-266-098-7/papers/MIC4157.pdf (Date of access: 20.11.2015).
  • Carroll A. S. The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders balancing economic, legal, and social responsibilities [Electronic resource] // Business Horizons. 1991. № 34 (4). URL: http://www.mycgaonline.org/bbcswebdav/courses/Resources/erh/b2.carroll.html (Date of access: 20.11.2015).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. № 1.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)