Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Басов Н. В.
Создание знания в социальной интеракции


Басов Никита Викторович
Санкт-Петербургский государственный университет
научный сотрудник факультета социологии, кандидат социологических наук

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Басов Н. В. Создание знания в социальной интеракции // Социологический журнал. 2012. Том. 0. № 1. С. С. 67-90.

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

Аннотация:

Статья направлена на выявление принципов динамического коллективного порождения знания в ходе пространственно локализованной социальной интеракции. Знание рассматривается как результат структурного сопряжения третьего порядка, обеспечивающего группе адаптивную способность и способность к действию. Создание знания определяется как формирование оригинальных комбинаций (сетей) индивидуально и контекстуально укорененных смыслов. Проводится анализ взаимосвязи знания с коммуникативными и эмоционально-энергетическими аспектами межличностного взаимодействия. Демонстрируется, что процесс знаниепорождения всегда локализован в некотором общем пространстве опыта, создавая и изменяя которое индивиды осуществляют совместную трансформацию знания. Предлагается модель ритуала создания знания — ключевого механизма коллективной интеллектуальной работы, который обеспечивает динамическое сопряжение индивидов в общем пространстве опыта.

Литература:

  • Басов Н.В. Исследовательские стратегии изучения социальных иннова-ций в контексте концепции общества знания // Общество знания: от идеи к практике. Коллективная монография в 3-х частях. Ч. 1. Основные контуры концепции общества знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2008. С. 144–203.
  • Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, пси-хиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. Д.Я. Федотова, М.П. Папуша. М.: УРСС, 2000.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
  • Василькова В.В., Басов Н.В. Интеллектуальный ландшафт: концептуа-лизация метафоры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV(4). C. 22–40.
  • Василькова В.В., Басов Н.В. Интеллектуальный ландшафт: самооргани-зация знания в сетевых коммуникативных структурах // Синергетическая парадигма: синергетика инновационной сложности / Под. ред. В.И. Аршинова и Е.Н. Князевой. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 127–148.
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
  • Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вст. статья Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.
  • К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Издатель-ство ЮНЕСКО, 2005.
  • Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуаль-ного изменения / Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. Новоси-бирск: Сибирский хронограф, 2002.
  • Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.
  • Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И.Д. Газиева. СПб.: Наука, 2007.
  • Маннгейм К. Идеология и утопия: Пер. Ч. 1 / Отв. ред. Я.М. Бергер. М.: ИНИОН, 1976.
  • Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни челове-ческого понимания / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  • Ненько А. Эмоции в познании и создании знания [Неопубликованная рукопись, используется с разрешения автора].
  • Порус В.Н. Философия науки: изменение контуров // Язык, знание, со-циум: Проблемы соцальной эпистемологии / Отв. ред. И.Т. Касавин. М.: ИФ РАН, 2007. С. 14–32.
  • Рикер П. Живая метафора // Теория метафоры: Сборник / Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
  • Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии. М.: Смысл, 2004.
  • Шелер М. Социология знания // Теоретическая социология: Антология: В 2-х ч. Ч. 1 / Пер. с англ., фр., нем., итал.; Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 160–171.
  • Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; Сост.: Н.М. Смирнова; Общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.
  • Щютц А. Хорошо информированный гражданин. Очерк о социальном распределении знания // Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Науч. ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. С. 222–237.
  • Argote L. Organizational learning: Creating, retaining, and transferring knowledge. Norwell, MA: Kluwer Academic Publishers, 1999.
  • Basov N. Knowledge creation in the intellectual networks // Understanding knowledge creation: Intellectuals in academia, the public sphere and the arts / Ed. by N. Basov and O. Nenko. Amsterdam, New York: Rodopi, 2012. P. 183–206.
  • Ben-Ze’ev A. The subtlety of emotions. Cambridge: MIT Press, 2000.
  • Bereiter C. Education and mind in the knowledge age. Mahwah, NJ: Law-rence Erlbaum Associates, 2002.
  • Bloor D. Science and social imagery. Chicago: Routledge, 1976.
  • Carley K.M. Knowledge acquisition as social phenomenon // Instructional Science. 1986. Vol. 14. P. 381–438.
  • Coenen T. Knowledge sharing over social networking systems. Doctoral Thesis. Brussel: Vrije Universiteit Brussel, 2006.
  • Cognition Distributed. How cognitive technology extends our minds / Ed. by I.E. Dror & S. Harnad. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2008.
  • Collins R. Interaction ritual chains. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2004.
  • Collins R. The sociology of philosophies: A global theory of intellectual change. Cambridge: Harvard University Press, 1998.
  • Engestr?m Y. Activity theory and individual and social transformation // Perspectives on activity theory / Ed. by Y. Engestr?m, et al. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 19–38.
  • Fisher K., Fisher M.D. Distributed Mind: Achieving high performance through the collective intelligence of knowledge work teams. New York: AMACOM, 1998.
  • Gibbons M. The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage, 1994.
  • Gibson, J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979.
  • Goffman E. Interaction ritual. New York: Anchor Books, 1967.
  • L?vy-Bruhl L. Primitives and the Supernatural. New York: E.P. Dutton & Co., 1935.
  • Lewin K. Principles of topological psychology. New York and London: McGraw-Hill, 1936.
  • Lewis, M.D. Bridging emotion theory and neurobiology through dynamic systems modeling // Behavioral and Brain Sciences. 2005. No. 28. P. 169–194.
  • Ludvigsen S. Sociogenesis and cognition. The struggle between social and cognitive activities // Transformation of knowledge through classroom inter-action / Ed. by B. Schwarz, T. Dreyfus and R. Hershkowitz. London: Routledge, 2009. P. 302–318.
  • Luhmann N. Art as a social system. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  • Mannheim K. Structures of thinking. London: Routledge, 1982.
  • McCoy J.M. & Evans G.W. The potential role of the physical environment in fostering creativity // Creativity Research Journal. 2002. No. 14. P. 409–426.
  • Mead G.H. The social Self // Journal of Philosophy. 1913. No. 10. P. 374–380.
  • Meusburger P. Milieus of creativity: The role of places, environments, and spatial contexts // Milieus of creativity: An interdisciplinary approach to spa-tiality of creativity / Ed. By P. Meusburger, J. Funke, E. Wunder. Berlin: Springer, 2009. P. 97–154.
  • Mitroff I. The Subjective side of science. Amsterdam: Elsevier, 1974.
  • Monge P.R., Contractor N.S. Theories of communication networks. New York: Oxford University Press, 2003.
  • Monge P.R., Eisenberg E.M. Emergent communication networks // Hand-book of organizational communication / Ed. by F.M. Jablin, L.L. Putnam, K.H. Roberts, L.W. Porter. Newbury Park: Sage, 1987. P. 304–342.
  • Moscovici S. Notes towards a description of social representations. European Journal of Social Psychology. 1988. No. 18. P. 211–250.
  • Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge-creating company: How Japanese companies create the dynamics of innovation. New York: Oxford University Press, 2003.
  • Polanyi M. Personal knowledge: Towards a post-critical philosophy. Chica-go: University Of Chicago Press, 1958.
  • Rentch J.R., Delise L.A., Hutchinson S. Transferring meaning and developing cognitive similarity in decision-making teams: Collaboration and meaning analysis process // Macrocognition in teams: Theories and methodologies / Ed. by M.P. Letsky, N.W. Warner, et al. Hampshire: Ashgate Publishing Limited, 2008. P. 127–142.
  • Shannon C., Weaver W. The Mathematical theory of communications. Urbana: The University of Illinois Press, 1949.
  • Stehr N., Adolf M. Knowledge. [Unpublished manuscript. Used with author's permission]. 2010.
  • Vygotsky L. Mind in society. The development of higher psychological pro-cesses / Ed. by M. Cole, V. John-Steiner, S. Scribner, E. Souberman. Cam-bridge: Harvard University Press, 1978.
  • Winsor D. Learning to do knowledge work in systems of distributed cognition // Journal of Business and Technical Communication. 2001. Vol. 15(1). P. 5–28.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2012. Том. 0. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: