Журнал: Социологическая наука и социальная практикаИльин А. Н.Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Ильин А. Н.

Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577
Ильин Алексей Николаевич
Омский государственный педагогический университет
кандидат философских наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ильин А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Том. 4. № 3. С. 38-53.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4577

Рубрика:

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Выражение признательности

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (государственное задание)

Аннотация:

Культурная тенденция, называемая консюмеризмом, представляет собой динамичное явление, преобразующееся в процессе времени. Потребление тиражирует совершенно опреде­лённые ценностные ориентации, основанные на вещизме, гонке за модой и за новизной, которая на самом деле является мнимой, неподлинной. Консюмеризм формирует ценность постоянного потребления, а индустрия потребительской цивилизации, создавая новые модели гаджетов, только разжигает страсть перманентных приобретений. В обществе потребления доминирует импера­тив, требующий перманентно обновлять личную систему вещей (принцип перманентности). Производство обслуживает не просто потребности, а рост потребностей. Оно ориентируется на изготовление всё большего количества вещей, в том числе малополезных, но обладающих пре­стижным статусом и символической полнотой. Мода постоянно меняется и потому потребление превращается в бесконечный процесс. Консюмер демонстрирует окружающим, что он обеспечи­вает свою современность и соответствие императивам моды, покупая самые последние модели тех или иных товаров. Так он конструирует свою идентичность. Потребитель, осуществляя постоян­ные приобретения ради подчёркивания своего статуса, реализует модель поведения, навязанную ему инфраструктурой потребления. Посредством зависимости от тенденций моды потребитель подчёркивает свою независимость — в этом заключён парадокс общества потребления. Однако тенденция перманентного обновления вещей несёт в себе антиэкологичную сущность.

Ключевые слова:

культура потребления; консюмеризм; одноразовость; мода; капитализм; инфраструктура потребления

Литература:

  • Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособие / Пер. с англ., ред. А. Ф. Филиппова; Ин-т «Открытое общество». — М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.
  • Бискэ Г. Геологи Советского Союза: связь времен // Альтернативы. — 2011. — № 4.— С. 108—118.
  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  • Ванн Д., Нэйлор Т., Де Грааф Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. — 392 с.
  • Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. — 2000. № — 4 (25). — С. 63—77.
  • Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии. — 2015. — № 2. — С. 15—24.
  • Кара-Мурза С. Г. Манипуляции продолжаются. Стратегия разрухи. — М.: Алгоритм, 2011. — 352 с.
  • Кара-Мурза С. Г. Матрица «Россия». — М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 256 с.
  • Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления: начало но¬вой цивилизации или начало конца? [Электронный ресурс]: Интернет-издание «Остров». 18.09.2009. URL: http://www.ostro.org/artlcles/artlcle-70222 / (дата обращения: 15.08.2016).
  • Тоффлер Э. Футурошок. — СПб., 1997. — 464 с.
  • Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М.: Мысль, 1974. — 262 с.
  • Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  • Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: Просвещение, 1993. — С. 189—370.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 4. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)