Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Сапрыкина Т. А., Пашкевич А. В.О процедуре кодирования рисуночных данных в социологическом исследовании: на примере изучения представлений о престижной работе

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Сапрыкина Т. А., Пашкевич А. В.

О процедуре кодирования рисуночных данных в социологическом исследовании: на примере изучения представлений о престижной работе


Сапрыкина Татьяна Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Аналитик Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Пашкевич Анна Валерьевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Доцент факультета социальных наук Нацио-нального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Сапрыкина Т. А., Пашкевич А. В. О процедуре кодирования рисуночных данных в социологическом исследовании: на примере изучения представлений о престижной работе // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2015. № 41. С. 80-119.

Рубрика:

НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ДАННЫЕ: МЕТОДЫ СБОРА И АНАЛИЗА

Аннотация:

В статье дано подробное описание применения рисуночной методики и этапов кодирования рисуночных данных в конкретном полевом исследовании, посвященном изучению социальных представлений о престижной работе. В дополнение к подходам к анализу рисуночных данных, существующим в научно-исследовательской практике, предлагается разработанная процедура интерпретации и «прочтения», а конкретно – кодирования рисуночных социологических данных, которая базируется на 6-векторном анализе изображений, а также формулирует ряд правил, рекомендаций по работе с графическими данными. Статья снабжена большим количеством иллюстраций и методических пояснений к ним.

Литература:

  • Pich C., Armannsdottir G., Dean D. The Elicitation Capabilities of Qualitative Projective Techniques in Political Brand Image Research // International Journal of Market Research. 2015. No. 3(57). С. 357–394
  • Гуреев С.В. Проективные методики в социологических исследованиях: особенности использования графических данных (рисунков респондентов) в методе групповых дискуссий [Электронный документ]. URL: http://www.sociologos.ru/upload/File/Gureev.pdf (дата обращения: 5.10.2015).
  • Bond D., Ramsey E. The Role of Information and Communication Technologies in Using Projective Techniques as Survey Tools to Meet the Challenges of Bounded Rationality // Qualitative Market Research: An International Journal. 2010. No. 4(13). P. 430–440.
  • Паутова Л.А. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2004. № 19. С. 32–65.
  • Алтынцева Е.А. Визуальные представления российских интеллектуалов о власти // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 1(9). С. 103–108.
  • Моисеева И.В. Образ законодательной власти в сознании граждан современной России: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3(23). С. 14–20.
  • Букреева О.В. Визуальный аспект восприятия политической власти в современной России // Грамота. 2012. № 5(19). Ч. II. С. 35–39.
  • Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 132–139.
  • Мельникова О.Т., Шайдуллина Ю.А. Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2005. № 21. С. 108–127.
  • Фоломеева Т.В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2003. № 17. С. 83–108.
  • Rabin A.I. Projective Techniques in Personality Assessment: A Modern Introduction. New York: Springer Publishing Company, 1968.
  • Heimann R.A., Rothney J.W.M. Development and Applications of Projective Techniques // Review of Educational Research. 1959. P. 73–83.
  • Francis-Williams J. Rorschach with Children. A Comparative Study of the Contribution Made by the Rorschach and Other Projective Techniques to Clinical Diagnosis in Work with Children. Место издания. Pergamon Press, 1966
  • Boddy C.R. Projective Techniques in Market Research: Valueless Subjectivity or Insightful Reality? // International Journal of Market Research. 2005. No. 3(47). P. 239–254.
  • Ramsey E., Ibbotson P., Bell J., Brendan G. A Projective Perspective of International ‘e’-services // Qualitative Market Research: An International Journal. 2004. No. 1(7). P. 34–47.
  • Dykens E., Schwenk K., Maxwell M., Myatt B. The Sentence Completion and Three Wishes Tasks: Windows into the Inner Lives of People with Intellectual Disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. 2007. No. 8(51). P. 588–597.
  • Levin-Rozalis M. Using Projective Techniques in the Evaluation of Groups for Children of Rehabilitating Drug Addicts // Issues in Mental Health Nursing, 2006. No. 5(27). P. 519–535.
  • Barbour R. Doing Focus Groups. London: Sage Publications Ltd., 2007
  • Frank L.K. Projective Methods for the Study of Personality // The Journal of Psychology. 1939. No. 2(8). P. 389–413.
  • Lindzey G. Projective Techniques and Cross-cultural Research. New York: Appleton, 1961.
  • Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2011.
  • Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистраль, 1996.
  • Rose A.W. Projective Techniques in Sociological Research // Social Forces. 1949. No. 28. P. 175–183.
  • Гурджи И.А. Проективные методики в качественных исследованиях // Практический маркетинг. 2000. № 1. С. 25–32.
  • Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия, 2003.
  • Скворцова Е.В. Качественные исследования в маркетинге, или прямой способ добычи первичной информации // Маркетинг: идеи и технологии. 2012. № 8(48). С. 32–38.
  • Пашкевич А.В., Сапрыкина Т.А. Какая она, престижная работа? (реконструкция социальных представлений на основе прочтения рисуночных данных) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 5. С. 74–91.
  • Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения от 16.09.2012. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=868&q_id=60673&date=16.09.2012 (дата обращения: 7.05.2015)
  • Пресс-выпуск ВЦИОМ от 1.10.2012: «Я в юристы бы пошел... пусть меня научат!» URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113109 (дата обращения: 5.10.2015).
  • Пресс-выпуск ВЦИОМ от 2.10.2014: «Карьера в России: желания и возможности». URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115001 (дата обращения: 7.05.2015).
  • Пресс-выпуск ВЦИОМ от 11.01.2016: «Рабочие, учителя, военные, или рейтинг доверия профессиональным группам». URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542 (дата обращения: 5.10.2015).
  • Пресс-выпуск ФОМ от 22.04.2015: «Место работы в нашей жизни». URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/12130 (дата обращения: 5.10.2015).
  • Самые престижные профессии 2015 года в России. Рейтинг исследовательского центра международного кадрового портала HeadHunter. URL: http://basetop.ru/samyie-prestizhnyie-professii-2015-goda-v-rossii/ (дата обращения: 5.10.2015).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. № 41.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)