Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М)

Давыдов С. Г., Логунова О. С.
Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты


Давыдов Сергей Геннадьевич – Кандидат философских наук, заместитель декана по учебной работе, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Логунова Ольга Сергеевна – Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2015. Том. 0. № 41. С. 120-141.

Рубрика:

ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В рамках проекта «Индекс цифровой грамотности» был проведен ряд методических экспериментов, связанных с анализом «больших данных» и данных, полученных в результате опроса пользователей социальной сети. В результате были зафиксированы существенные расхождения между данными, полученными в опросе ВЦИОМа, и результатами эксперимента. Анализ «больших данных» показал более равномерное распределение поисковой активности и интереса к интернет-СМИ пользователей по федеральным округам. В зависимости от типа исходных данных выделяются различные округа-лидеры и отстающие. Опрос в социальной сети также продемонстрировал существенные отличия в рассмотренных показателях по сравнению с оффлайн-опросом ВЦИОМа – вплоть до прямо противоположных оценок на уровне федеральных округов. В статье обсуждаются возможные причины, обуславливающие эти различия.

Ключевые слова:

цифровая грамотность; большие данные; массовый опрос

Литература:

  1. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1. С. 87–98.
  2. Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mindex.rocit.ru/ICG_bright_color_print.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
  3. GilsterP. Digital Literаcy. N.Y.: Wiley, 1997.
  4. Букхорст А. Медиа- и информационная грамотность и ее «подруги» // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Под ред. Е.И. Кузьмина, А.В. Паршаковой. М.: МЦБС, 2013. С. 35–44.
  5. Alcock M., Fisher M.L., Hargadon S. Mastering Digital Literacy. Bloomington, IN:Solution Tree Press, 2014.
  6. Critical Digital Literacies as Social Praxis: Intersections and Challenges / Ed. J. Avila, J. Z. Pandya. N.Y.: Peter Lang, 2013.
  7. Banzato M. Digital literacy: culturaededucazioneper la societadellaconoscenza. Milan: B. Mondadori, 2011.
  8. Current Trends and Future Practices for Digital Literacy and Competence / Ed. A. Cartelli. Hershey, PA: Information Science Reference, 2012.
  9. MediaSmarts [Электроный ресурс]. URL: http://mediasmarts.ca (дата обращения: 01.04.2016)
  10. Report of the Digital Britain Media Literacy Working Group. London: Ofcom, 2009.
  11. Martin A. DigEuLit – a European Framework for Digital Literacy: a Progress Report // Journal of eLiteracy. 2005. Vol. 2. P. 130–136.
  12. Jenkins H., Purushotma R., Weigel M. et al. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century // Jenkins H., Purushotma R., Weigel M., Klinton K., Robinson A. The John D. and Catherine T MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2009.
  13. FundacjaNowoczesnaPolska [Электронный ресурс]. URL: https://nowoczesnapolska.org.pl (дата обращения: 01.04.2016).
  14. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013.
  15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). С. 27–35.
  16. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is Digital Competence? // Linked Portal. Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. P. 1–12.
  17. Описание построения выборочной совокупности [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/research/research/omnibus/vyborka/ (дата обращения: 01.04.2016).
  18. Джапек Л., Крейтер Ф., Берг М. и др. Отчет AAPOR о больших данных / Американская ассоциация исследователей общественного мнения; пер. с англ. Д. Рогозина, А. Ипатовой, Е. Вьюговской. М., 2015.
  19. Мавлетова А.М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 115–134.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 0. № 41.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: