Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Давыдов С. Г., Логунова О. С.
Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты


Давыдов Сергей Геннадьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Кандидат философских наук, заместитель декана по учебной работе, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Логунова Ольга Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Давыдов С. Г., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2015. Том. 0. № 41. С. 120-141.

Рубрика:

ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В рамках проекта «Индекс цифровой грамотности» был проведен ряд методических экспериментов, связанных с анализом «больших данных» и данных, полученных в результате опроса пользователей социальной сети. В результате были зафиксированы существенные расхождения между данными, полученными в опросе ВЦИОМа, и результатами эксперимента. Анализ «больших данных» показал более равномерное распределение поисковой активности и интереса к интернет-СМИ пользователей по федеральным округам. В зависимости от типа исходных данных выделяются различные округа-лидеры и отстающие. Опрос в социальной сети также продемонстрировал существенные отличия в рассмотренных показателях по сравнению с оффлайн-опросом ВЦИОМа – вплоть до прямо противоположных оценок на уровне федеральных округов. В статье обсуждаются возможные причины, обуславливающие эти различия.

Литература:

  • Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1. С. 87–98.
  • Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mindex.rocit.ru/ICG_bright_color_print.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
  • GilsterP. Digital Literаcy. N.Y.: Wiley, 1997.
  • Букхорст А. Медиа- и информационная грамотность и ее «подруги» // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Под ред. Е.И. Кузьмина, А.В. Паршаковой. М.: МЦБС, 2013. С. 35–44.
  • Alcock M., Fisher M.L., Hargadon S. Mastering Digital Literacy. Bloomington, IN:Solution Tree Press, 2014.
  • Critical Digital Literacies as Social Praxis: Intersections and Challenges / Ed. J. Avila, J. Z. Pandya. N.Y.: Peter Lang, 2013.
  • Banzato M. Digital literacy: culturaededucazioneper la societadellaconoscenza. Milan: B. Mondadori, 2011.
  • Current Trends and Future Practices for Digital Literacy and Competence / Ed. A. Cartelli. Hershey, PA: Information Science Reference, 2012.
  • MediaSmarts [Электроный ресурс]. URL: http://mediasmarts.ca (дата обращения: 01.04.2016)
  • Report of the Digital Britain Media Literacy Working Group. London: Ofcom, 2009.
  • Martin A. DigEuLit – a European Framework for Digital Literacy: a Progress Report // Journal of eLiteracy. 2005. Vol. 2. P. 130–136.
  • Jenkins H., Purushotma R., Weigel M. et al. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century // Jenkins H., Purushotma R., Weigel M., Klinton K., Robinson A. The John D. and Catherine T MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2009.
  • FundacjaNowoczesnaPolska [Электронный ресурс]. URL: https://nowoczesnapolska.org.pl (дата обращения: 01.04.2016).
  • Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013.
  • Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). С. 27–35.
  • Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is Digital Competence? // Linked Portal. Brussels: European Schoolnet (EUN), 2011. P. 1–12.
  • Описание построения выборочной совокупности [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/research/research/omnibus/vyborka/ (дата обращения: 01.04.2016).
  • Джапек Л., Крейтер Ф., Берг М. и др. Отчет AAPOR о больших данных / Американская ассоциация исследователей общественного мнения; пер. с англ. Д. Рогозина, А. Ипатовой, Е. Вьюговской. М., 2015.
  • Мавлетова А.М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 115–134.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2015. Том. 0. № 41.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: