Журнал: ВластьМихальченкова Н. А.Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма

Журнал: Власть

Михальченкова Н. А.

Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма


Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Михальченкова Н. А. Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма // Власть. 2016. Том. 24. № 11. С. 66-73.

Рубрика:

ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация:

Система образования в целом, а также высшее образование как ее подсистема всегда достаточно тесно связаны с общей политической обстановкой в стране, с политической системой и политическим режимом как способом осуществления власти. В статье анализируются взаимоотношения науки, образования и политического режима, выявляется их комплексный и противоречивый характер. Отдельные отрасли и направления в образовании и науке поддерживаются как авторитарными, так и тоталитарными режимами, которые в ряде случаев оказываются способными стимулировать развитие, препятствовать ретроградным тенденциям, излишнему консерватизму и стагнации. В ином контексте их действия приводят к разрушению систем или нанесению им значительного ущерба.

Литература:

  • Неборский Е.В. 2014. Развитие системы высшего образования Германии. – Проблемы современного образования. № 5. С. 35-39. Доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-germanii (проверено 24.10.2016).
  • Brocke B., vom. 1985. «Scholarship and Militarism»: The Appeal of 93 «to the Civilized World!» and the Collapse of the International Republic of Letters in the First World War. URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/docpage.cfm?docpage_id=1725 (проверено 24.10.2016).
  • D?ring H. 1975. Der Weimarer Kreis. Studien zum politischen Bewu?tsein verfassungstreuer Hochschullehrer in der Weimarer Republik. Meisenheim.
  • Erdmann K.D. u. a. 1985. Preu?en. Seine Wirkung auf die deutsche Geschichte. Stuttgart. S. 69-75.
  • Heidegger M. Die Selbstbehauptung der deutschen Universit?t. URL: http://www.staff.uni-giessen.de/~g31130/PDF/polphil/Heidegger.pdf (проверено 24.10.2016).
  • Jaspers K. 1961. Die Idee der Universit?t. URL: http://www.zeit.de/1961/30/die-idee-der-universitaet (проверено 24.10.2016).
  • Lammel H.-J. 1986. Arbeiter und Bauern auf die Hochschulen! Zur Entwicklung des Arbeiter- und Bauernstudiums in der Anfangsphase der antifaschistisch-demokratischen Erneuerung des Hochschulwesens. – Das Hochschulwesen. № 34. S. 317-324.
  • Miethe I. «Die Universit?t dem Volke!» Entwicklungsphasen der Arbeiter-und-Bauern-Fakult?ten (ABF) der DDR. URL: http://www.die-bonn.de/doks/miethe0301.pdf (проверено 24.10.2016).
  • Paletschek, S. 2006. Die deutsche Universit?t im und nach dem Krieg. Die Wiederentdeckung des Abendlandes. Доступ: https://www.freidok.uni-freiburg.de/fedora/objects/freidok:4655/datastreams/FILE1/content (проверено 24.10.2016).
  • Sieg U., Korsch D. 2005. Humboldts Erbe. Eine Einleitung. – Die Idee der Universit?t heute. M?nchen. K.G. Saur. S. 9-25.
  • Spenkuch H. 2010. Die Politik des Kultusministeriums gegen?ber den Wissenschaften und den Hochschulen (W. Neugebeuer, Hrsg.) – Preu?en als Kulturstaat. Berlin: Akademie Verlag.
  • Uhlig R. 1993. Zur Vertreibung der Kieler Wissenschaftler von der Christian-Albrechts-Universit?t nach 1933. – Zeitschrift der Gesellschaft f?r Schleswig-Holsteinische Geschichte. № 118. S. 211-240.
  • Vereeck L. 2001. Das deutsche Wissenschaftswunder. Eine ?konomische Analyse des Systems Althoff (1882–1907). Berlin: Duncker & Humblot.
  • Wissenschaftsgeschichte und Wissenschaftspolitik im Industriezeitalter. Das «System Althoff» in historischer Perspektive (B. Brocke, vom, Hrsg.). 1991. Hildesheim: Lax Verlag. 617 s.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2016. Том. 24. № 11.
>> Архив журнала