Журнал: Гуманитарий Юга РоссииШвачкина Л. А.Исторические типы гуманности в контексте культур Востока и Запада

Журнал: Гуманитарий Юга России

Швачкина Л. А.

Исторические типы гуманности в контексте культур Востока и Запада


Швачкина Людмила Александровна
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты
Доктор философских наук, профессор, 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Швачкина Л. А. Исторические типы гуманности в контексте культур Востока и Запада // Гуманитарий Юга России. 2017. Том. 6. № 2. С. 109-117.

Рубрика:

КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация:

В контексте компаративистского подхода автор анализирует формы проявления гуманности в различные исторические периоды и в различных культурных традициях, позволяющий сделать вывод о том, что гуманность является «культурной универсалией», а следовательно, неотъемлемой частью человеческой культуры на протяжении всего ее существования. В процессе развития культур автор выделяет три исторических типа гуманности: общинно-ориентированная, свойственная религиозным нехристианским культурам, где главным является следование традиции, ориентация на социум, внеличностным целям; личностно ориентированная христианская гуманность, где человеколюбие в формах переживания и поступка обращено к личности и базируется на вере в Христа и связи с Богом как основе любви к ближнему и светской «постхристианской» гуманности, лишенной идеи богочеловека, но стремящейся следовать аксиологическим ориентирам христианства в секуляризированном варианте.

Литература:

  • Швачкина Л.А., Положенкова Е.Ю., Игошева М.А. Ценностные изменения социокультурного пространства России в контексте процессов модернизации и глобализации // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 131–140.
  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. : МГУ, 1990.
  • Швачкина Л.А. Милосердие в индо-буддийской и конфуцианско-даосистской культурных традициях. Шахты : ЮРГУЭС, 2009.
  • Швачкина Л.А. Идея гуманности в исламе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 4. С. 95–105.
  • Воденко К.В. Павел Флоренский о соотношении философии и религии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 3. С. 17–19.
  • Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. Притчи. Трактаты. М., 1992; Льюис К.С. Просто христианство. Чикаго, 1990.
  • Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989. № 11.
  • Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 576 c.
  • Гаврюшкин Н.К. Вышеславцев Б.П. и его «философия сердца» // Вопросы философии. 1990. № 4.
  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М. : Политиздат, 1989. С. 319–344.
  • Швачкина Л.А., Ершова И.Ф., Приходько О.Н. Социальная работа как механизм реализации идеологии социального государства // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 161–168.
  • Александров А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб. : Речь, 2000. 237 с.
  • Швачкина Л.А. Форма светской гуманности и практики милосердия в новейшее время: психотерапия // Вестник Московского государственного областного университета. Философские науки. 2011. № 2. С. 72–77.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 6. № 2.
>> Архив журнала