Журнал: Гуманитарий Юга РоссииРюмина М. С.Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований

Журнал: Гуманитарий Юга России

Рюмина М. С.

Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований


Рюмина Марина Сергеевна
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону
Аспирант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Рюмина М. С. Экзистенциальный кризис образования: проблема утраты смысловых оснований // Гуманитарий Юга России. 2017. Том. 6. № 2. С. 303-313.

Рубрика:

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме кризиса образования, поставленной и осознанной еще в середине ХХ в. и сохраняющей свою актуальность до сегодняшнего дня. Учитывая многоаспектный характер кризиса образования, автор выделяет три его взаимосвязанные составляющие: культурную, социальную и экзистенциальную. Поскольку получение образования подразумевает ответы на вопросы о личностном смысле обучения, экзистенциальная составляющая кризиса образования, по мнению автора, является основной, так как отражает проблему обессмысливания образования с точки зрения личности как основного субъекта образования.

Литература:

  • Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М. : Прогресс, 1970.
  • Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему. Новосибирск, 2012.
  • Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М. : Совершенство, 1998.
  • Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб. : РХГИ, 2004.
  • Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул : Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1994.
  • Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 126–138.
  • Жданова М.В., Зоткин А.О., Кабанов П.Г., Люрья Н.А. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998.
  • Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. № 6.
  • Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010.
  • Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ, 2000.
  • Филиппов Ф.Ф. Социологический анализ проблем образования // Франция глазами французских социологов. М. : Наука, 1990.
  • Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов // Новое литературное обозрение. 2003. № 5.
  • Бурдьё П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos’96 : альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М. : Socio-Logos, 1996.
  • Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.
  • Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/05.php (дата обращения: 30.09.2014).
  • Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.
  • Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности : дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006.
  • Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М. : Экономика, 2004.
  • Рюмина М.С. Кризис образования и проблема определения идентичности в обществе позднего модерна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8–9. С. 127–130.
  • Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 136–137.
  • Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Основы теории символического насилия / пер. Н. Шматко // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 39–60.
  • Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С. 119–137.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 6. № 2.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)