Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.
Темпоральные противоречия возрастных общностей: типологический анализ стратегий преодоления

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5157

Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наук

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Темпоральные противоречия возрастных общностей: типологический анализ стратегий преодоления // Социологический журнал. 2017. Том. 23. № 2. С. 8-27.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5157

Рубрика:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация:

Цель статьи состоит в анализе возрастных общностей в контексте единства и противоречивости их биологического, психологического и социального времени для выявления особенностей их темпоральных стратегий поведения. Представлены результаты теоретической разработки понятий возрастной общности, ее темпоральных противоречий и типологического анализа стратегий их преодоления. Обосновано применение междисциплинарной методологии в исследовании данного вопроса и интеграции достижений естественных наук, социальной психологии и социологии. Дана авторская трактовка возрастной общности как объединения людей, связанных и взаимодействующих между собой на основе схожего биологического, психологического и социального возрастов, особенности и противоречия которых формируются в конкретном социально-историческом контексте. Раскрыто понятие дисхроноза как рассогласования трех видов времени возрастной общности — биологического, психологического и социального. Предложен один из возможных подходов к построению типологии стратегий преодоления дисхроноза возрастной общности.Показано, что он базируется на использовании такого критерия, как выбор способов преодоления темпоральных противоречий. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведенного авторами с использованием качественных методов — глубинного интервью с представителями различных возрастных общностей; анализа контента веб-сайтов, форумов, блогов, соцсетей, связанного с проблемой исследования. Результаты исследования могут найти отражение в рекомендациях для образовательных, культурных, досуговых организаций, социальных учреждений, работающих с различными возрастными общностями, органов государственной власти и местного самоуправления с целью оптимизации социальной, экономической, культурной и образовательной политики. типологии стратегий преодоления дисхроноза возрастной общности. 

Литература:

  • Амбарова П.А. Родятся дети, и жизнь повторится сначала… Пожилое родительство как стратегия «преодоления возраста» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2016. № 4. С. 127–134.
  • Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: СПбГУ, 2000. — 196 с.
  • Бухалова Н.А. Проблемы социальной инклюзии лиц пожилого и старческого возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4. С. 57–60.
  • Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 159–162.
  • Григорьева И.А., Видясова Л.А., Дмитриева А.В., Сергеева О.В. Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем. СПб.: Алетейя, 2015. — 336 с.
  • Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — 304 с.
  • Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 38–49.
  • Рогозин Д. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 62–93.
  • Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОССПЭН, 2009. — 271 с.
  • Ткаченко Н. Наши университеты [электронный ресурс]. Дата обращения: 29.12.2016. URL: .
  • Ярская В.Н. Темпорально-смысловая дистанция в поле социальной сплоченности // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 14–24.
  • Cooke M. Policy changes and the labour force participation of older workers: Evidence from six countries // Canadian Journal on Aging. 2006. Vol. 25. No. 4. P. 387–400. DOI: 10.1353/cja.2007.0015
  • From exclusion to inclusion in old age: a global challenge / Ed. by N. Scharf, N.C. Keating. Bristol, UK: Polity Press, 2012. — 192 p.
  • Jamieson A. Retirement, learning and the role of Higher Education // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35. No. 5. P. 477–489. DOI: 10.1080/02601370.2016.1224036

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 23. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: