Журнал: Социологический журналТиткова В. В., Иванюшина В. А.Неприязненные отношения в подростковой среде: с чем связано их возникновение

Журнал: Социологический журнал

Титкова В. В., Иванюшина В. А.

Неприязненные отношения в подростковой среде: с чем связано их возникновение

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5160
Титкова Вера Викторовна
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
сотрудник Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Иванюшина Валерия Александровна
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Титкова В. В., Иванюшина В. А. Неприязненные отношения в подростковой среде: с чем связано их возникновение // Социологический журнал. 2017. Том. 23. № 2. С. 96-114.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5160

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выражение признательности

Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2016 году

Аннотация:

В статье исследуется, связано ли возникновение негативных отношений между учащимися в средней школе с их этнической принадлежностью, миграционной историей и академической успеваемостью. Цель работы — изучить, исключают ли подростки из своего круга общения сверстников, исходя из этих критериев. Анализ проведен на данных сплошного опроса учеников из 183 классов 50 школ Московской области (3703 ученика, средний возраст 15 лет). Результаты показывают, что подростки не избегают общения со сверстниками из этнического меньшинства и для них не важно, когда их одноклассники переехали в их город. Существенным фактором для возникновения негативных отношений в школьной среде оказывается низкая академическая успеваемость.

Литература:

  • Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176–199.
  • Григорьев А.В. Межэтнические отношения в школьной среде г. Астра хани // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 г.) / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 1210 с. [электронный ресурс]. URL: .
  • Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. № 3. С. 80–91.
  • Иванюшина В., Александров Д. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 29–56.
  • Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 94–101.
  • Мукомель В.И. Проблемы интеграции внутри российских иноэтничных мигрантов // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 69–79.
  • Скулкина Е.Н. Индивидуально-психологические детерминанты формирования социальных установок ксенофобии у подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. Том 1. № 60. С. 58–60.
  • Титкова В.В., Иванюшина В.А., Александров Д.А. Популярность школьников и образовательная среда школы // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 145–167.
  • Шлыкова Е.В. «Риск» как фактор интолерантного отношения к мигрантам // Социология: методология, методы и математическое моделиро¬вание. 2010. № 30. С. 151–180.
  • Abecassis M., Hartup W.W., Haselager G.J., Scholte R.H., Van Lieshout C.F. Mutual antipathies and their significance in middle childhood and adolescence // Child Development. 2002. Vol. 73. No. 5. P. 1543–1556. DOI: 10.1111/1467-8624.00489
  • Baerveldt C., Zijlstra B., De Wolf M., Van Rossem R., Van Duijn M.A. Ethnic Boundaries in High School Students’ Networks in Flanders and the Netherlands // International Sociology. 2007. Vol. 22. No. 6. P. 701–720. DOI: 10.1177/0268580907082248
  • Bekhuis H., Ruiter S., Coenders M. Xenophobia among youngsters: The effect of inter-ethnic contact // European Sociological Review. 2013. Vol. 29. No. 2. P. 229–242. DOI: 10.1093/esr/jcr057
  • Berger C., Dijkstra J.K. Competition, envy, or snobbism? How popularity and friendships shape antipathy networks of adolescents // Journal of Research on Adolescence. 2013. Vol. 23. No. 3. P. 586–595. DOI: 10.1111/jora.12048
  • Berger C., Rodkin P.C., Dijkstra J.K. Antipathetic relationships among adolescents: Exploring prevalence, gender differences, and stability in the United States and Chile // Anales de Psicolog?a/Annals of Psychology. 2011. Vol. 27. P. 783–790.
  • Boda Z., Neray B. Inter-ethnic friendship and negative ties in secondary school // Social Networks. 2015. Vol. 43. P. 57–72. DOI: 10.1016/j.socnet.2015.03.004
  • Bruyn E.H. de, Cillessen A.H.N. Heterogeneity of girls’ consensual popularity: Academic and interpersonal behavioral profiles // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. No. 3. P. 412–422. DOI: 10.1007/s10964-005-9023-4
  • Card N.A. Antipathetic Relationships in Child and Adolescent Development: A Meta-Analytic Review and Recommendations for an Emerging Area of Study // Developmental Psychology. 2010. Vol. 46. No. 2. P. 516–529. DOI: 10.1037/a0017199
  • Garandeau C.F., Ahn H.-J., Rodkin P.C. The social status of aggressive students across contexts: The role of classroom status hierarchy, academic achievement, and grade // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47. No. 6. P. 1699–1710. DOI: 10.1037/a0025271
  • Gorman A.H., Schwartz D., Nakamoto J., Mayeux L. Unpopularity and disliking among peers: Partially distinct dimensions of adolescents’ social experiences // Journal of Applied Developmental Psychology. 2011. Vol. 32. No. 4. P. 208–217. DOI: 10.1016/j.appdev.2011.05.001
  • G?r?lu B., Haselager G.J., Van Lieshout C.F., Scholte R.H. Antagonists in mutual antipathies: A person-oriented approach // Journal of research on adolescence. 2009. Vol. 19. No. 1. P. 35–46. DOI: 10.1111/j.1532-7795.2009.00580.x
  • Houtte M. van. School type and academic culture: evidence for the differentiation–polarization theory // Journal of curriculum studies. 2006. Vol. 38. No. 3. P. 273–292. DOI: 10.1080/00220270500363661
  • Huitsing G., Van Duijn M.A., Snijders T.A., Wang P., Sainio M., Salmivalli C., Veenstra R. Univariate and multivariate models of positive and negative networks: Liking, disliking, and bully-victim relationships // Social Networks. 2012. Vol. 34. No. 4. P. 645–657. DOI: 10.1016/j.socnet.2012.08.001
  • Jonkmann K., Trautwein U., L?dtke O. Social dominance in adolescence: The moderating role of the classroom context and behavioral heterogeneity // Child Development. 2009. Vol. 80. No. 2. P. 338–355. DOI: 10.1111/j.1467- 8624.2009.01264.x
  • LaFontana K.M., Cillessen A.H.N. Children’s perception of popular and unpopular peers: A multimethod assessment // Developmental psychology. 2002. Vol. 38. October 2002. P. 635–647.
  • Laursen B., Bukowski W.M., Nurmi J.E., Marion D., Salmela-Aro K., Kiuru N. Opposites detract: Middle school peer group antipathies // Journal of Experimental Child Psychology. 2010. Vol. 106. No. 4. P. 240–256. DOI: 10.1016/j.jecp.2010.03.001
  • Leszczensky L., Pink S. Ethnic segregation of friendship networks in school: Testing a rational-choice argument of differences in ethnic homophily between classroom- and grade-level networks // Social Networks. 2015. Vol. 42. P. 18–26. DOI: 10.1016/j.socnet.2015.02.002
  • Malecki C.K., Elliott S.N., Elliot S.N. Children’s social behaviors as predictors of academic achievement: A longitudinal analysis // School Psychology Quarterly. 2002. Vol. 17. No. 1. P. 1–23. DOI: 10.1521/scpq.17.1.1.19902
  • Meijs N., Cillessen A.H., Scholte R.H., Segers E., Spijkerman R. Social intelligence and academic achievement as predictors of adolescent popularity // Journal of Youth and Adolescence. 2009. Vol. 39. No. 1. P. 62–72. DOI: 10.1007/s10964-008-9373-9
  • Moody J. Race, school integration, and friendship segregation in America // American journal of Sociology. 2001. Vol. 107. No. 3. P. 679–716. DOI: 10.1086/338954
  • Pettigrew T.F., Tropp L.R. A meta-analytic test of intergroup contact theory // Journal of personality and social psychology. 2006. Vol. 90. No. 5. P. 751–783. DOI: 10.1037/0022-3514.90.5.751
  • Rambaran J.A., Dijkstra J.K., Munniksma A., Cillessen A.H. The development of adolescents’ friendships and antipathies: A longitudinal multivariate network test of balance theory // Social Networks. 2015. Vol. 43. P. 162–176. DOI: 10.1016/j.socnet.2015.05.003
  • Rodkin P.C., Farmer T.W., Pearl R., Van Acker R. Heterogeneity of popular boys: Antisocial and prosocial configurations // Developmental psychology. 2000. Vol. 36. No. 1. P. 14–24. DOI: 10.1037/0012-1649.36.1.14
  • Schwartz D., Gorman A.H., Nakamoto J., McKay T. Popularity, social acceptance, and aggression in adolescent peer groups: links with academic performance and school attendance // Developmental psychology. 2006. Vol. 42. No. 6. P. 1116–1127. DOI: 10.1037/0012-1649.42.6.1116
  • Sentse M., Dijkstra J.K., Salmivalli C., Cillessen A.H. The Dynamics of Friendships and Victimization in Adolescence: A Longitudinal Social Network Perspective // Aggressive behavior. 2013. Vol. 39. No. 3. P. 229–238. DOI: 10.1002/ab.21469
  • Stark T.H., Flache A., Veenstra R. Generalization of positive and negative attitudes toward individuals to outgroup attitudes // Personality and Social Psychology Bulletin. 2013. Vol. 39. No. 5. P. 608–22. DOI: 10.1177/0146167213480890
  • Stark T.H., M?s M., Flache A. Liking and disliking minority-group classmates: Explaining the mixed findings for the influence of ethnic classroom composition on interethnic attitudes // Social science research. 2015. Vol. 50. P. 164–176. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2014.11.008
  • Thijs J., Verkuyten M. School ethnic diversity and students’ interethnic relations // British Journal of Educational Psychology. 2014. No. 84. P. 1–21. DOI: 10.1111/bjep.12032
  • Vermeij L., Duijn M.A.J. van, Baerveldt C. Ethnic segregation in context: Social discrimination among native Dutch pupils and their ethnic minority classmates // Social Networks. 2009. Vol. 31. No. 4. P. 230–239. DOI: 10.1016/j. socnet.2009.06.002
  • Wentzel K.R. Does being good make the grade? Social behavior and academic competence in middle school // Journal of Educational Psychology. 1993. Vol. 85. No. 2. P. 357–364. DOI: 10.1037/0022-0663.85.2.357

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 23. № 2.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)