Журнал: Социологический журналБогданова М. В.Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил»

Журнал: Социологический журнал

Богданова М. В.

Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил»

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5163
Богданова Марина Владимировна
Тюменский индустриальный университет (ТИУ)
доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института прикладной этики (НИИ ПЭ)

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Богданова М. В. Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил» // Социологический журнал. 2017. Том. 23. № 2. С. 153-170.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.2.5163

Рубрика:

ЭССЕ

Аннотация:

. В статье обсуждается потенциал этоса университета как внутреннего ресурса поддержания его институциональной идентичности. Этос университета определяется как совокупность ценностных ориентиров и норм, образующих «культурный код» данного социального института. Феномен, именуемый этосом университета, обладает глокальной спецификой, определяемой тем, что в природе университета заложена способность включаться в глобальные процессы и одновременно следовать локальным культурным традициям, сохраняя институциональную идентичность. В качестве признаков, трансформирующих этос отечественного университета, выделяются: рассогласование ролевого репертуара преподавателей, изменение форм социальной интеграции и доверия в университетском сообществе; рефреймирование внутри-университетских коммуникаций и механизмов саморегулирования в профессиональной деятельности преподавателя.Эмпирическую базу исследования составили 20 полуформализованных интервью с университетскими профессорами. Установлено, что «неписаные правила», вербализованные участниками интервью, содержательно близки принципам научного этоса, сформулированным Р. Мертоном.По мнению автора статьи, обновление отечественной высшей школы предусматривает скорее стратегии ее социокультурной модернизации, чем стратегии модернизации на экономических основаниях. Социокультурная модернизация преимущественно ориентирована на определение и развитие имеющегося в университетах внутреннего потенциала для исследований и преподавания. На этой основе возможно увеличение символического социального капитала университета как на локальном, так и на глобальном уровнях.

Ключевые слова:

университет; этос университета; научно-образовательная деятельность; знание; профессиональные коммуникации; рассеянная санкция; университетский преподаватель; глокальность

Литература:

  • Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86.
  • Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос / Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики. 2001. — 671 с.
  • Батыгин Г.С. Дело жизни: биографические горизонты профессионалов // Городские профессионалы: Ценности и правила игры среднего класс. 20 рефлексивных биографий / Под ред. В.И. Бакштановского и С.М. Киричука. Тюмень: Центр прикладной этики, 1999. С. 258–262.
  • Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональ¬ном сообществе социологов: методика контент-аналитического исследования биографий // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 88–101.
  • Батыгин Г.С. Этос науки // Ведомости. Вып. 18. Тюмень: НИИ ПЭ. 2001. С. 39–61.
  • Богданова М.В. Каким образом возможно социологическое исследование этоса // Социологический журнал. 2012. № 1. С. 47–66.
  • Борьба за профессию. Угрозы академической корпорации: дискуссия профессионалов. (Стенограмма круглого стола «Депрофессионализация академического труда: симптомы, тенденции и перспективы» // Институт образования НИУ ВШЭ [электронный ресурс]. Дата обращения 22.06.2015. URL: .
  • Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудинова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. — 493 с.
  • Жизнь в профессии: истории успеха университетских интеллектуалов. Ведомости. Вып. 31, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова; Сост. М.В. Богданова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. — 272 с.
  • Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 360 с.
  • Клячко Т.Л., Мау В.А. Будущее университетов. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 64 с.
  • Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. — 264 с.
  • Лазар М.Г. Этос науки в социологии Р. Мертона: судьба и статус в науковедении // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 4. С. 125–139.
  • Ли Цзинь. Культурные основы обучения. Восток и Запад. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 2015. — 464 с.
  • Любимов Л. Восстановление университетского этоса // Известия. 6 июня 2016 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2016. URL: .
  • Мирская Е.З. Этос науки: идеальные регулятивы и повседневные реалии // Этос науки. М.: ACADEMIA, 2008. С. 108–143.
  • Немцев М. Университетские гуманитарии современной России // Гефтер [электронный ресурс]. Дата обращения 20.06.2016. URL: .
  • Проект 5-100 // Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт [электронный ресурс]. Дата обращения 03.05.2016. URL: .
  • Сиберс Й. Онтологическое благородство [электронный ресурс]. Дата обращения 025.05.2016. URL: .
  • Соколов М., Титаев К. Провинциальная и туземная наука // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 239–275.
  • Судас Л.Г. Научный этос как фактор выживания отечественной науки // Россия и современный мир. 2002. № 2. С. 99–111.
  • Тайхлер У. Многообразие и диверсификация высшего образования: тенденции, вызовы и варианты политики // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 14–38.
  • Тульчинский Г.Л. Профессиональная этика, профессиональный этос и Университет // Университет — центр формирования и воспроизводства этики профессии. Ведомости прикладной этики. Вып. 46. Тюмень: НИИ ПЭ, 2015. С. 12–23.
  • Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.
  • Фрумин И., Кузьминов Я., Семенов Д. Незавершенный переход: от госплана — к мастер-плану [электронный ресурс]. Дата обращения 11.11.2015. URL: .
  • Шанин Т. О пользе иного. Британская академическая традиция и российское университетское образование. М: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2014. — 52 с.
  • Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 29–40.
  • Щитцова Т. Неутилитарные основания университетской жизни // The Bridge. Мост. Журнал международной ассоциации гуманитариев. Том 4. Вып. 5 (32). 2015 [электронный ресурс]. Дата обращения 11.04.2016. URL: .
  • Hacking I. The Taming of Chance. Cambridge University Press, 1990. — 282 p. DOI: 10.1017/CBO9780511819766
  • Merton R.K. The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. New York: Free Press, 1973. P. 293–305.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. Том. 23. № 2.
>> Архив журнала