Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Абрамов Р. Н.
Ностальгические аффекты и коммодификация советского: на примере Музея советских игровых автоматов

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.15.3

Абрамов Роман Николаевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Доктор социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ; старший научный сотрудник ИС ФНИСЦ РАН.

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Ностальгические аффекты и коммодификация советского: на примере Музея советских игровых автоматов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. Том. 10. № 15. С. 41-54.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.15.3

Рубрика:

Дискурсы и дискуссии

Аннотация:

Статья написана по итогам включенного наблюдения за работой Музея советских игровых автоматов и интервью с его организатором. Кейс этого музея соединил в себе ностальгический интерес к позднесоветскому детству, «техноретроманию» как модное увлечение винтажными гаджетами, феномен «народной музеефикации» советского и  тренд формирования новой креативной экономики развлечений в крупных российских мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург). Музей, основанный группой московских инженеров  в 2007 году, в настоящее время процветает, являясь прибыльным коммерческим предприятием. В статье описывается история создания и производства игровых автоматов в СССР; специальное внимание уделено истории Музея советских игровых автоматов. Раскрывается социальная история игровых автоматов разных поколений; показан социологический смысл изучения этого феномена технологической и массовой культуры. Анализируется феномен технологической ностальгии, связанной с особым аффектом восприятия игры на электронно-механическом автомате, с его ограниченными возможностями симулирования реальности. Проводятся параллели с произведениями Харуки Мураками, где игровые автоматы становятся якорями ностальгических воспоминаний для своих героев. Автор статьи постулирует важность изучения проявлений ностальгии о советском прошлом для понимания форм репрезентации этого периода истории нашей страны.

Литература:

  • Абрамов Р. Н. «Забытые в прошлом»: освоение заброшенных пространств и феномен нового городского туризма в России // Микроурбанизм. Город в деталях / Отв. ред.: О. Н. Запорожец, О. Е. Бредникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. С. 231–255.
  • Абрамов Р. Н. Музеефикация советского. Историческая травма или ностальгия? // Человек. 2013. № 5. C. 99–111.
  • Аттракцион-71. Заметки с международной выставки в Москве «Современные аттракционы» // Техника – молодёжи. 1971. № 12. С. 36–37.
  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
  • Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
  • Брукс Д. Бобо в раю: Откуда берется новая элита. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.
  • Васильков Е. «Мы хотим, чтобы взрослые люди играли…». Музей советских игровых автоматов в московском бомбоубежище // Частный корреспондент. 6 августа 2009 г. URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=9091 (дата обращения: 1.06.2018 )
  • Джеймисон Ф. Вальтер Беньямин, или Ностальгия // Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екб.: Кабинетный ученый, 2014. C. 116–137.
  • Донован Т. Играй! История видеоигр. М.: Белое Яблоко, 2014.
  • Интервью с Александром Стахановым, директором Музея советских игровых автоматов // Всё об играх. Mail.ru, 31 октября 2013. URL: https://games.mail.ru/pc/articles/feat/intervju_s_odnim_iz_osnovatelej_vystavki_sovetskih_igrovyh_avtomatov_aleksandrom_stahanovym_by_crazy_mega_man_list_ru/ (дата обращения: 1.06.2018)
  • Каспэ И. М. «Съесть прошлое»: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура – общество – человек: Материалы Международного симпозиума (25–26 янв. 2008 г.). Т. XV / Под общ. ред. А. М. Никулина. М.: Логос, 2008. С. 205–218.
  • Ковальчук В. Призовая игра: как устроен музей советских игровых автоматов// Biz360, 13 апреля 2016. URL: https://biz360.ru/materials/prizovaya-igra-kak-ustroen-muzey-sovetskikh-igrovykh-avtomatov/ (дата обращения: 1.06.2018 )
  • Кухер К. Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. 1928–1941. М.: Росспэн, 2012.
  • Музей советских игровых автоматов: Как продать ностальгию // Секрет фирмы. 23 апреля 2015 г. C. 12–15.
  • Мураками Х. Пинбол-1973. М.: Эксмо, 2012.
  • Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого. М.: Белое Яблоко, 2015.
  • Санагурский Д. Ю. Видеоигры как сюжет культурологического исследования // Культурологический журнал. 2015. № 1 (19). C. 12-19.
  • Тимофеев М. Ю. Музеефикация СССР // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 5. C. 25–33.
  • Хальбвакс М. Сновидения и образы-воспоминания // Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. C. 20–48.
  • Alloway N., Gilbert P. Video Game Culture: Playing with Masculinity, Violence and Pleasure // Wired Up: Young People and the Electronic Media / Ed. Sue Howard. London: UCL, 1998. P. 95–114.
  • Balazs F. The apotheosis of Janos Kadar: On the glorifying gesture of nostalgic memory // Nosztalgia – ways of revisiting the socialist past / Ed. I. Willinger. Budapest: Anthropolis, 2007. P. 5–9.
  • Bernstein C. Play it again, Pac-Man // The video game theory reader / Eds. M. J. P. Wolf & Bernard Perron. N.Y.: Routledge, 2003. P. 155–168.
  • Cohen Y. Circulatory Localities: The Example of Stalinism in the 1930s // Kritika Explorations in Russian and Eurasian History. 2010. N 11 (1). P. 11–45.
  • Cook R. F. “Good Bye, Lenin!”: Free-Market Nostalgia for Socialist Consumerism // A Journal of Germanic Studies. 2007. N 2. P. 206–219.
  • Creighton M. R. Anthropology of Nostalgia // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2001. P. 10744–10746.
  • Dominick J. R. Videogames, Television Violence, and Aggression in Teenagers // Journal of Communication. 1984. N 342. P. 136–147.
  • Flanagan M. Hyperbodies, Hyperknowledge: Women in Games, Women in Cyberpunk, and Strategies of Resistance// Reload: Rethinking Women Cyberculture / Eds. M. Flanagan and A. Booth. Cambridge: MIT Press, 2002. P. 424–454.
  • Grossman D., Degaetano G. Stop Teaching Our Kids to Kill: A Call to Action Against TV, Movie and Video Game Violence. N.Y.: Harmony, 1999.
  • Herman L. Phoenix: The Fall and Rise of Videogames. N.J.: Rolenta Press, 1997.
  • Herz J. C. Joystick Nation: How Videogames Ate Our Quarters, Won Our Hearts, and Rewired Our Minds. Boston: Little, Brown, 1997.
  • Kinder M. Playing with Power in Movies, Television, and Video Games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. Berkeley and LA: University of California Press, 1991.
  • Murphy D. Hacking Public Memory: Understanding the Multiple Arcade Machine Emulator // Games and Culture. 2013. N 8 (1). P. 43–53.
  • Post-Communist Nostalgia / Eds. M. Todorova and Z. Gille. New York: Berghahn Books, 2010.
  • Provenzo E. Video Kids: Making Sense of Nintendo. Cambridge: Harvard University Press, 1991.
  • Velikonja M. Lost in Transition: Nostalgia for Socialism in Post-Socialist Countries // East European Politics and Societies. 2009. N 4. P. 535–551.
  • Velikonja M. Titostalgia – A Study of Nostalgia for Josip Bros. Ljubljana: Mirovni Institut, 2008.
  • Witheford N., de Peuter G. Games of Empire. Global Capitalism and Video Games. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009.
  • Wolf M. Abstraction in the Video Game // The Video Game Theory Reader/ Eds. Wolf and Bernard Perron. London: Routledge, 2003. P. 47–67.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 10. № 15.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: