Журнал: Социологический журналБатаева Е. В., Полякова Ю. А.Мотив-анализ визуального контента телерекламы DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.2.5845 Батаева Екатерина Викторовна Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»доктор философских наук, профессор кафедры социологии, доцентПолякова Юлия Александровна Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»магистр факультета «Социальный менеджмент» Моя книжная полка > отложить >> посмотреть свою книжную полку Полный текст Открыть текстСсылка при цитировании: Батаева Е. В., Полякова Ю. А. Мотив-анализ визуального контента телерекламы // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 2. С. 66-89.DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.2.5845Рубрика: МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯАннотация: В статье представлена методика и результаты мотиванализа визуального контента российской и украинской телерекламы.Теоретической основой исследования послужила теория культурныхкодов У. Эко и Д. Александера, в контексте которой разработанконцепт мотив-кодов. Мотив-коды — структурные смысловые модели,в которых проявляются наиболее типичные для конкретной культурымотивы поведения социальных акторов, в соответствии с которымивыстраиваются визуальные и вербальные сообщения в медиапространстве.Разработана методика визуального мотив-анализа рекламных клиповс описанием эмпирических индикаторов мотив-кодов на базе концепцииД. Макклелланда (основными категориями которой являются мотивыдостижения, аффилиации, позитивной и негативной власти, избеганиянеудачи). Методика Д. Макклелланда дополнена двумя категориямианализа — мотивами развлечения и самовыражения. Эмпирическойбазой статьи послужили результаты контент-анализа 626 видеоклиповроссийской и украинской телерекламы. Выявлены доминантные мотивкоды, визуализированные в телерекламе обеих стран; проведен гендерныйи возрастной анализ рекламных видеоклипов в сочетании с анализом ихмотивационного содержания.Литература:Александер Дж. Аналитические дебаты: Понимание относительной автономии культуры // Социологическое обозрение. 2007. Том 6. № 1. C. 17–37.Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Пер. с англ. Г. Ольховикова под ред. Д. Куракина. М.: Праксис, 2013. — 640 с.Александер Дж. Обещание культурной социологии: технологический дискурс и сакральная и профанная информационные машины [электронный ресурс] // Контексты современности. Хрестоматия. Дата обращения 21.05.2017. URL: .Батаева Е. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики. Харьков: ФЛП Лысенко И.Б., 2013. — 349 с.Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М.: Рудомино, 1995. — 172 с.Бочарова Е. Социокультурный код и рекламные сообщения в российском обществе // Теория и практика общественного развития. Выпуск 2012. № 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 21.05.2017. URL: .Гудков Д. Единицы кодов культуры: проблемы семантики // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. Красных, А. Изотов. Вып. 26. М.: МАКС Пресс, 2004. С. 39–50.Дуков Е. Развлечение как историко-культурная проблема // Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика, 2003. С. 35–49.Дымшиц М. Манипулирование покупателем. М.: Омега-Л, 2004. — 252 с.Захаров А. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106–114.Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / Пер. с англ. М. Коробочкина. М.: Новое издательство, 2011. — 464 с.Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С. 18–28.Клименкова А. Культурни коди комерцийної реклами: досвид побудови типології // Український социум. 2013. № 4 (47). С. 39–50.Кондратьева И. Социокультурное измерение ценностей молодежи, пропагандируемых рекламой: социологический опрос специалистов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2014. № 1 (5). Дата обращения 21.05.2017. URL: .Лотман Ю. Семиосфера. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство, 2000. — 704 с.Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005. — 256 с.Магун В., Руднев М. Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р. Инглхарта // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2012. № 3/4. С. 12–24.Макклелланд Д. Мотивация человека / Науч. ред. пер. Е.П. Ильина; [Пер. с англ. А. Богачев и др.]. СПб.: Питер, 2007. — 672 с.Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 167 с.Розенберг Н. Механизмы социализирующего воздействия современной рекламы на молодое поколение // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Том 11. № 5. С. 86–92.Симбирцева Н. «Код культуры» как культурологическая категория // Проблемы культурологии. 2016. № 1. С. 157–167.Тарасов А. Экранный тип культурного кода как семиотическая характеристика современной стадии социокультурной трансформации: культур-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2016. № 12. С. 1–3.Толмачева С. Влияние рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 3. С. 73–78.Уралева Е. Возможности влияния рекламы на формирование патриотических ценностей молодежи (социологический анализ) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 2 (10). С. 89–100.Ушкина И. Особенности восприятия рекламы как элемента повседневной жизни молодежи: социологический аспект // Социальноэкономические явления и процессы. 2015. Том 10. № 2. С. 112–117.Чукреев П. Особенности социализации молодежи под воздействием рекламы // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 6. С. 118–123.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. А. Погоняйло и В. Резник. СПб.: Петрополис, 1998. — 432 с.Яковенко Ю., Багаева Т., Тащенко А. Основные теоретические подходы к определению культурных кодов в социологии // Вестник РУДН. Серия Социология. 2015. Том 15. № 3. С. 19–33.Glaser В., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. Chicago: Aldine Publishing, 1967. — 271 р.Neuman W. Social research methods: Qualitative and quantitative approaches. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon, 1997. — 592 р.Содержание выпуска>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 2. >> Архив журнала КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 60+7= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10