Журнал: Социологическая наука и социальная практикаМозговая А. В.Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Мозговая А. В.

Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5860
Мозговая Алла Викторовна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Мозговая А. В. Адаптация молодёжи к неопределённости университетской среды в период модернизации института высшего образования // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том. 6. № 2. С. 110-125.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.2.5860

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ РИСКА

Аннотация:

Актуализация социологического аспекта изучения адаптации рассматривается в статье в связи с качественным изменением статуса феномена неопределённости: она становится атрибутивным свойством повседневности и требует упорядочивания, механизмом которого и выступает адаптационное поведение. Особенно актуальным для исследования представляется изучение адаптационных ресурсов и практик различных категорий населения, которые конструируются ими для снижения уязвимости в условиях неопределённости.Основная цель статьи – выявить ряд характерных особенностей адаптации молодёжи к различным составляющим университетской микросреды в период модернизации института высшего образования как макросреды. Анализируется ряд компонентов адаптационного потенциала студентов: 1) накопленные ресурсы; 2) коммуникативные навыки и опыт; 3) жизненная стратегия – выбор цели через профессиональное самоопределение; взаимодействие с проблемами; создание условий жизни; ценностные ориентации. Осуществлён сравнительный анализ двух групп респондентов, направленность самооценок адаптивных способностей которых прямо противоположна. Краткие выводы из проведённого анализа можно сформулировать по двум векторам – методическому и содержательному.Методическое заключение состоит в подтверждении продуктивности анализа позиций целевых групп. Содержательные выводы можно сформулировать следующим образом: какими бы факторами ни обусловливались самооценки способности к адаптации, они связаны со сконструированными нами показателями и значениями их эмпирических индикаторов. Направленность этой связи однозначно установить не представляется возможным, но некоторые тенденции всё же очевидны. По блокам накопленных ресурсов и коммуникативных навыков и опыта можно утверждать, что именно эти факторы обусловливают самооценку способности к адаптации респондентов в новой среде. По блоку жизненных стратегий прослеживается обусловленность значительного числа показателей формирования личной стратегии жизни способностью к адаптации в условиях неопределённости, в условиях возрастания средовых рисков.Ещё один существенный вывод связан с направлениями реформирования системы отечественного высшего образования. Ряд выявленных различий между целевыми группами позволяет говорить о том, что формирование компетенции, которую специалисты называют трудоустраиваемостью, в условиях институциональной неопределённости в значительной степени определяется субъективными оценками способности к адаптации в новой среде.

Ключевые слова:

адаптация; неопределённость; модернизация; среда; молодёжь; социальный институт; высшее образование

Литература:

  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  • Бурукина О.А. Современная система координат профессиональной подготовки в неязыковом вузе // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 3. С. 87–96.
  • Загидуллина М.В. Реконфигурация миссии университета: от концепции «академического знания» к концепции «образовательных услуг» // Челябинский гуманитарий. 2016. № 1 (34). С. 67–75.
  • Зубок Ю.А., Чупров В.И. Управление рисками в сфере образования молодёжи // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 11–22.
  • Козырева П.М., Низамова А.Э., Смирнов А.И. Ресурсы и практики социально-экономической адаптации населения России. М.: Новый хронограф, 2013. 328 с.
  • Минин М.Г., Новоклинова А.В. Трудоустраиваемость как психолого-педагогическая категория // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 4/1. С. 7–10.
  • Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Социальные ресурсы и адаптация к риску: выбор стратегии (на примере социальной общности в ситуации конкретного риска) // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (8). С. 25–50.
  • Оплетина Н.В. Модернизационные риски отечественной системы высшего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 178–181.
  • Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления: монография / Ю.А. Зубок (отв. ред.), В.И. Чупров, И. С. Шаповалова и др. Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. 208 с.
  • Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. М.: КДУ, 2009. 242 с.
  • Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 53–59.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2017 год. М.: Эксмо, 2017. 224 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 6. № 2.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)