Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)Папушина Ю. О., Вассерман Ю. М., Корниенко Д. С.Достойный, образовательный, современный: двухфакторная шкала измерения установки на посещение театра оперы и балета

Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М)

Папушина Ю. О., Вассерман Ю. М., Корниенко Д. С.

Достойный, образовательный, современный: двухфакторная шкала измерения установки на посещение театра оперы и балета


Папушина Юлия Олеговна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь
Кандидат социологических наук, доцент департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь
Вассерман Юрий Михайлович
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Кандидат экономических наук, доценткафедры социологии и политологии, Пермский национальный исследовательскийполитехнический университет
Корниенко Дмитрий Сергеевич
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Папушина Ю. О., Вассерман Ю. М., Корниенко Д. С. Достойный, образовательный, современный: двухфакторная шкала измерения установки на посещение театра оперы и балета // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2017. № 45. С. 7-43.

Рубрика:

ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ДАННЫХ

Выражение признательности

финансируемого Российским фондом фундаментальных исследований

Аннотация:

Исследование решает задачу разработки инструмента, измеряющего установку на посещение театра оперы и балета, в частности концентрируется на отношении к театру как городской культурной институции, а не к отдельным спектаклям из его репертуара. Кроме того, авторы предлагают рассматривать модность как одно из измерений установки. Применение категории модности в указанном контексте расширяет существующее представление об установке на потребление высокой культуры и дает возможность увидеть как проявляются результаты маркетинговых коммуникаций театра в мнениях горожан. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные методами фокусированного интервью и опросов. Для отбора суждений и анализа пригодности шкалы применялись процедура отбора суждений по Лайкерту, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. В результате была получена шкала из 13 суждений с высоким значением альфы Кронбаха, отражающая двухфакторную структуру установки. В заключение предложены направления будущих исследований с использованием разработанной шкалы.

Литература:

  • Баталина Ю. Андрей Борисов: Мы не рядовой театр, мы – из ряда вон! // Permopera.ru. 2017. 5 июля. URL: http://permopera.ru/media/interview/show/1629 (дата обращения: 10.10.2017).
  • Каневская Р. Как работает PR-отдел Пермского театра оперы и балета // Media Bitch. Независимый журнал о PR. 2015. 17 апреля. URL: http://mediabitch.ru/perm-opera-pr/ (дата обращения: 10.10.2017).
  • Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. 4-е изд. / Под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: URSS, 2009. С. 250–266.
  • Осугд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. 4-е изд. / Под ред. Ю. М. Лотмана, В.М.Петрова. М.: URSS, 2009. С. 278–297.
  • Девятко Ф.И., Стародубцев С.П. Социология и искусствометрия: опыт измерения эстетических установок // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 103–108.
  • Аванесов В.С. Методика измерения художественно-эстетической потребности // Психология. URL: http://docpsy.ru/testy/diagnostika-motivatsii/5045-metodika-izmereniya-khudozhestvenno-esteticheskoj-potrebnosti.html (дата обращения: 10.10.2017).
  • Vecco M., Srakar A., Piazzai M. Visitor Attitudes toward Deaccessioning in Italian Public Museums: An Econometric Analysis // Poetics. 2017. Vol. 63. P. 33–46.
  • Allport G.W. Attitudes // Handbook of Social Psychology / Ed. C. Murchison. Worcester, MA: Clark Univ. Press, 1935. P. 798–844.
  • Eagly A.H., Chaiken S. The Psychology of Attitudes. Orlando, FL: Harcourt Brace, 1993.
  • Krosnick J.A., Judd C.M., Wittenbrink B. The Measurement of Attitudes // The Handbook of Attitudes / Ed.: D. Albarrac?n, B.T. Johnson, M. P. Zanna. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Greenwald A.G., Banaji M. Implicit Social Cognition: Attitudes, Self-Esteem, and Stereotypes // Psychological Review. 1995. Vol. 102. P. 4–27.
  • Henerson M.E., Morris L.L., Fitz-Gibbon C.T. How to Measure Attitudes? London: Sage, 1987.
  • Pavlou V., Kambouri M. Pupils’ Attitudes Towards Art Teaching in Primary School: An Evaluation Tool // Studies in Educational Evaluation. 2007. Vol. 33. P. 282–301.
  • Chong H.J. Do We All Enjoy Singing? A Content Analysis of Non-Vocalists’ Attitudes toward Singing // The Arts in Psychotherapy. 2010. Vol. 37. P. 120–124.
  • DiMaggio P. Are Art-Museum Visitors Different from Other People? The Relationship between Attendance and Social and Political Attitudes in the United States // Poetics. 1996. Vol. 24. P. 161–180.
  • DiMaggio P., Useem M., Brown P. Audience Studies of the Performing Arts and Museums: A Critical Review // Washington, D.C.: National Endowment for the Arts, 1978
  • Максимова А.С. Концептуальные и методологические вопросы изучения посетителей музеев // Социология 4М: методы, методология, математическое моделирование. 2014. № 29. C. 157–189.
  • Boerner S., Moser V., Jobst J. Evaluating Cultural Industries: Investigating Visitors’ Satisfaction in Theatres // The Service Industries Journal. 2010. Vol. 31. No. 6. P. 877–895.
  • Raajpoot N., Koh K., Jackson A. Developing a Scale to Measure Service Quality: An Exploratory Study // International Journal of Arts Management. 2010. Vol. 12. No. 3. P. 54–69.
  • Gilhespy I. Measuring the Performance of Cultural Organizations: A Model // International Journal of Arts Management. 1999. Vol. 2. No. 1. P. 38–52.
  • Hernando E., Campo S. An Artist’s Perceived Value: Development of a Measurement Scale // International Journal of Arts Management. 2017. Vol. 19. No. 3. P. 33–47.
  • Quellet J.-F., Savard M.-A., Colbert F. The Personality of Performing Arts Venues: Developing a Measurement Scale // International Journal of Arts Management. 2008. Vol. 10. No. 3. P. 49–59.
  • d’Astous A., Colbert F., d’Astous E. The Personality of Cultural Festivals: Scale Development and Applications // International Journal of Arts Management. 2006. Vol. 8. No. 2. Р. 14–23.
  • Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambrige: Harvard Univ. Press, 1984.
  • Lizardo O., Skiles S. Reconceptualizing and Theorizing Omnivorousness: Genetic and Relational Mechanisms // Sociological Theory. 2012. Vol. 30. No. 3. P. 263–282.
  • Prieur A., Rosenlund L., Skjott-Larsen J. Cultural Capital Today: A Case Study from Denmark // Poetics. 2008. Vol. 36. P. 45–71.
  • Ward A., Gaoy-Cal M. The Anatomy of Cultural Omnivorousness: The Case of the United Kingdom // Poetics. 2009. Vol. 39. P. 119–145.
  • Lizardo O. How Cultural Tastes Shape Personal Networks // American Sociological Review. 2006. Vol. 71. P. 778–807.
  • Prior N. A Question of Perception: Bourdieu, Art, and the Postmodern // The British Journal of Sociology. 2005. Vol. 56. No. 1. P. 123–139.
  • Peterson R.A. Understanding Audience Segmentation: From Elite and Mass to Omnivore and Univore // Poetics. 1992. Vol. 21 No. 4. P. 243–258.
  • Chan T.W., Goldthorpe J.H. Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England // Poetics. 2005. Vol. 35. No. 2/3. P. 168–190.
  • Радеев А.Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблема // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 26–35.
  • Dickie G. The Myth of the Aesthetic Attitude // American Philosophical Quarterly. 1964. Vol. 1. P. 56–65.
  • Mead G.H. The Nature of Aesthetic Experience // International Journal of Ethics. 1926. Vol. 36. No. 4. P. 382–393.
  • Kemp G. The Aesthetic Attitude // British Journal of Aesthetics. 1999. Vol. 39. No. 4. P. 392–399.
  • Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля // Труд и искусство: избранные сочинения. М.: Астрель, 2008.
  • Гофман А.Б. Мода и люди, или Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
  • Lee H.-K. When Arts Met Marketing: Arts Marketing Theory Embedded in Romanticism // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11.No. 3. P. 289–305.
  • Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегия маркетинга исполнительских искусства. М.: Классика-XXI, 2012.
  • Muller S.O. Distinction, Demonstration and Enforcement of Discipline: Changes in Audience Behaviour in London and Berlin Opera Houses in the 19th century // International Review of the Aesthetic and Sociology of Music. 2006. Vol. 37. No. 2. P. 167–187.
  • Zukerman E. W. Construction, Concentration, and (D)continuities in Social Valuations // Annual Review of Sociology. 2012. Vol. 38. P. 223–245.
  • Janna M. It’s Really not Hip to Be a Hipster: Negotiating Trends and Authenticity in the Cultural Field // Journal of Consumer Culture. 2015. Vol. 15. No. 2. P. 163–182.
  • Blumer H. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. 1969. Vol. 10. No. 3. P. 275–291.
  • Kawamura Y. Fashion-ology. An Introduction to Fashion Studies. New York: Berg Publishers, 2004.
  • Kim B.K., Michael J. How Product Order Affects Market Identity: Repertoire Odering in the US Opera Market // Administrative Science Guarteriy. 2011. Vol. 56. No. 2. P. 238–256.
  • Jensen M., Kim B.K. Great, Madama Butterfly Again! How Robust Market Identity Shapes Opera Repertoires // Organization Science. 2014. Vol. 25. No. 1. P. 109–126.
  • Dantas D.C., Colbert F. Festival de Lanaudi?re: Differentiation in Customer Experience // International Journal of Arts Management. 2016. Vol. 18. No. 3. P. 79–85.
  • Morgan D.L. Integrating Qualitative and Quantitative Methods. A Pragmatic Approach. New York: Sage, 2014.
  • Atkinson W. The Context and Genesis of Musical Tastes: Omnivorousness Debunked, Bourdieu Buttressed // Poetics. 2011. Vol. 39. P. 169–186.
  • Bellevance G. Where’s high? How’s low? What’s new? Classification and Stratification inside Cultural Repertoires // Poetics. 2008. Vol. 36. No. 2/3. P. 189–216.
  • Hanquinet L. Visitors to Modern and Contemporary Art Museums: Towards a New Sociology of ‘Cultural Profiles’ // Sociological Review. 2013. Vol. 61. No. 4. P. 790–813.
  • Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники. 3-е изд. М.: КомКнига, 2010.
  • Hansen T.B. The Williness-to-Pay for the Royal Theatre in Copenhagen as a public good // Journal of Culture Economics. 1997. Vol. 21. P. 1–28.
  • Frey B.S. Culture and Economics // CESifo DICE Report. 2009. Vol. 1. P. 20–25.
  • Тросби Д. Экономика и культура. М.: НИУ ВШЭ, 2013.
  • Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  • Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2005.
  • Gronow J. Taste and Fashion: The Social Function of Fashion and Style // Acta Socioliga. 1993. Vol. 36. No. 2. P. 89–100.
  • McCracken G. Culture and Consumption: A Theoretical Account of the Structure and Movement of the Cultural Meanings of the Consumer Goods // Journal of Consumer Research. 1986. Vol. 13. No. 1. P. 71–84.
  • Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования: практическое руководство. 3-е изд. М.: Вильямс, 2002.
  • Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
  • Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.
  • Hoyle R.H., Duvall J.L. Determining the Number of Factors in Exploratory and Confirmatory Factor Analysis // The Sage Handbook of Quantitative Methodology in the Social Sciences / Ed. D. Kaplan. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004. P. 301–315.
  • Meulman J.J., Kooij A.J. Van der, Heiser W.J. Principal Components Analysis With Nonlinear Optimal Scaling Transformations for Ordinal and Nominal Data // The Sage Handbook of Quantitative Methods in the Social Science / Ed. D. Kaplan. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004.
  • Crombach L.J. Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests // Psychometrika. 1951. Vol. 16. No. 3. P. 297–334.
  • Kaiser H.F. The Application of Electronic Computers to Factor Analysis // Educational and Psychological Measurement. 1960. Vol. 20. No. 1. P. 141–152.
  • Kaiser H.F. The Varimax Criterion for Analytic Rotation in Factor Analysis // Psychomentrika. 1958. Vol. 23. No. 3. P. 187–200.
  • Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.
  • Bentler P.M. On the Fit of Models to Covariances and Methodology to the Bulletin // Psychological Bulletin. 1992. Vol. 112. No. 3. P. 400–404.
  • Hu L., Bentler, P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis:Conventional Criteria versus New Alternatives // Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal. 1999. Vol. 6. No. 1. P. 1–55.
  • Schermelleh-Engel K., Moosbrugger H., M?ller H. Evaluating the Fit of Structural Equation Models: Tests of Significance and Descriptive Goodnessof-Fit Measures // Methods of Psychological Research Online. 2003. Vol. 8. No. 2. P. 23–74.
  • Vandenberg R.J. Statistical and Methodological Myths and Urban Legend // Organizational Research Methods. 2008. Vol. 9. No. 2. P. 194–201.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2017. № 45.
>> Архив журнала