Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Дорофеева З. Е.
Особенности интенсивного родительства в высокоресурсных многодетных семьях

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.1.4

Дорофеева Злата Евгеньевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Научный сотрудник, Центр лонгитюдных обследований Института социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Дорофеева З. Е. Особенности интенсивного родительства в высокоресурсных многодетных семьях // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том. 13. № 1. С. 89-105.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.1.4

Рубрика:

Полевые исследования

Выражение признательности

В статье использованы результаты проекта «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE)», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Аннотация:

Экспертное знание становится основой для родительских представлений об образовании и воспитании детей. Информация позволяет родителям активно включаться в процесс выбора образовательной траектории для своих детей, а также в его реализацию. Высокоресурсные многодетные семьи встают на путь интенсивного родительства, устанавливая для своих детей высокие образовательные ориентиры и используя собственные ресурсы для их достижения. Учитывая количество детей и накопленный опыт родительства, очевидно, что многодетные семьи имеют особенности в области формирования и реализации образовательной политики в отношении своих отпрысков. В работе показано, что родительский опыт таких семей позволяет более рационально подходить к выбору занятий, тщательнее отбирать образовательные учреждения для своих детей. Такие семьи обычно согласуют свою стратегию со способностями и потребностями каждого ребенка, тем самым формируя индивидуальные образовательные траектории. Утверждается, что важным компонентом образовательного процесса является внутрисемейная образовательная среда, которая обладает свойством саморегуляции. Стратегия интенсивного родительства в таких семьях предполагает значительные инвестиции в образовательный и воспитательный процесс, требует фокусировки ресурсов на детях, в том числе за счет недоиспользования человеческого капитала родителей на рынке труда (как правило, матерей). Однако именно такая стратегия рассматривается самими родителями как наиболее рациональная.

Ключевые слова:

высокоресурсные многодетные семьи; интенсивное материнство; интенсивное родительство; образование детей; человеческий капитал

Литература:

  • Борисова О.Н., Павлюткин И.В. Вариативность моделей современной городской многодетности: возрождение традиции, новые браки или сетевые эффекты? // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 128–151. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-128-151
  • Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-10-129-143
  • Дорофеева З.Е. Трудовые траектории высокоресурсных многодетных матерей // Социологический журнал. 2020. № 4. C. 79–95. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.4.7644
  • Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: аналитический отчет по результатам социологического исследования / Под общ. ред. А.И. Антонова. М.: ООО «МАКС Пресс», 2018. 145 с. DOI: https://doi.org/10.29003/m248.978-5-317-06030-5
  • Исупова О.Г. Материнская карьера: дети и трудовые стратегии // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 185–194.
  • Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26
  • Мицюк Н.А. Конструируя «идеальную мать»: концепции материнства в российском обществе начала ХХ века // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 1. С. 21–32.
  • Мицюк Н.А. Типы российских дворянок начала XX века по отношению к собственной фертильности и материнству // Женщина в российском обществе. 2014. № 2. С. 17–29.
  • Нартова Н.А. Материнство в современной западной социологической дискуссии // Женщина в российском обществе. 2016. Т. 80. № 3. С. 39–53. DOI: https://doi.org/10.21064/winrs.2016.3.4
  • Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 2. C. 1–11. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070301
  • Поливанова К.Н. и др. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: Изд. дом ВШЭ, 2020. 384 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1986-8
  • Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала (пер. с англ. Е. Покатович) // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-3-73-137
  • Becker G., Lewis H. On the Interaction between the Quantity and Quality of Children // Journal of Political Economy. 1973. Vol. 81. № 2. P. 279–288. DOI: https://doi.org/10.1086/260166
  • Flabbi L., Gatti R. A Primer on Human Capital. Policy Research Working Paper № 8309. Washington: World Bank, 2018.
  • Gimenez-Nadal I., Sevilla A. Intensive Mothering and Well-Being: The Role of Education and Child Care Activity. Institute for the Study of Labor (IZA) Discussion Paper № 10023. Bonn, 2016.
  • Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. New Haven: Yale University Press, 1996. 252 р.
  • Heckman J. Lessons from the Bell Curve // Journal of Political Economy. 1995. Vol. 103. № 5. P. 1091–1120. DOI: https://doi.org/10.1086/262014
  • Hochschild A.R., Machung A. The Second Shift. New York: Avon, 1989.
  • Hong J. et al. Parental Monitoring and Helicopter Parenting Relevant to Vocational Student’s Procrastination and Self-Regulated Learning // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 42. P. 139–146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.08.003
  • Lareau A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. 2nd ed. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2011. 343 p. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520949904
  • Ramey C., Ramey S. Early Childhood Experiences and Developmental Competence // Securing the Future: Investing in Children from Birth to College / Ed. by S. Danziger, J. Waldfogel. New York: Russell Sage Foundation, 2000. P. 122–152.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 13. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: