Журнал: Гуманитарий Юга РоссииЗубарева С. С.Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления

Журнал: Гуманитарий Юга России

Зубарева С. С.

Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления

DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.4.10
Зубарева Светлана Сергеевна
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аспирант кафедры философии и мировых религий

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зубарева С. С. Культурная идентичность современной молодежи в контексте общества потребления // Гуманитарий Юга России. 2018. Том. 7. № 4. С. 127-140.
DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.4.10

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

В статье рассматривается актуальная проблема формирования культурной и социальной идентичности молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет в условиях современной потребительской культуры. Основные теоретические подходы к пониманию данной проблемы отражены в работах отечественных (В. Котлярова, А. Приепа, Е. Сапожников, В. Терин) и зарубежных (С. Майлз, Дж. Мовен, Д. Тапскотт) исследователей. Несмотря на плюрализм мнений, сходство научных гипотез состоит в том, что потребление рассматривается как средство осуществления социальной коммуникации, организации социальных отношений и значимых сравнений. Однако, учитывая характер изменений в жизнедеятельности и смысложизненной институциональности людей, необходимо продолжить научные разработки, в частности обратив фокус внимания на поколение современных молодых людей.Целью данной статьи является рассмотрение влияния ценностей культуры эпохи постмодернизма на культурную идентичность, а также её проявления в процессе потребления.В ходе анализа и обобщения результатов исследования были определены основные характеристики общества потребления, которые оказали влияние на ценности и ценностные ориентации поколения современной молодежи. Автор выявил и структурировал взаимосвязь между ценностными установками, присущими молодым людям, и их потребительскими предпочтениями. По итогам исследования был проведен анализ реализации субъектности представителей молодого поколения, сопряженного с демонстрацией определенного стиля жизни посредством потребительского поведения.При проведении исследования применялись общенаучные и философские методы познания. Рассматривая процесс трансформации культурной идентичности современной молодежи в контексте общества потребления, были использованы историко-философский и герменевтический методы, а также философско-антропологический и аксиологический подходы.Исследование показывает, что для современной молодежи потребление есть процесс формирования идентичности, где транслируемый образ жизни являются важной частью проявления ценностей и ценностных ориентаций, сформированных в процессе социализации в современных культурологических условиях. Автор приходит к выводу, что процесс потребления выходит на новый уровень, существенным образом оказывая влияние на построение идентичности и персонального образа индивида как полноценного актора современного общества потребления.Перспективы дальнейшего исследования проблемы культурной идентичности молодежи в контексте общества потребления связаны с детальным рассмотрением потребительских практик молодых людей, а также философско-антропологическим обоснованием трансформации «человека потребляющего» в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.Основные положения1. В ходе исследования раскрыта сущность понятия «идентичность» в контексте социокультурных процессов в постиндустриальном обществе.2. Определены отличительные черты, присущие обществу потребления, которые оказали влияние на формирование системы ценностей молодых людей.3. Выявлена и структурирована взаимосвязь между ценностными установками, присущими современной молодежи, и их потребительскими предпочтениями.

Ключевые слова:

идентичность; молодежь; теория поколе-ний; общество потребления; потребитель-ское поведение; социокультурный образ

Литература:

  • Коростелина К.В., Тимохина Е.А., Попова И.В. Психологические проблемы изучения потребительского поведения (на примере рынка туристских услуг) // Журнал практического психолога. 1999. № 1. С. 67–78.
  • Котлярова В.В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 1–8.
  • Котлярова В., Руденко А., Пономарев П. Традиционные ценности как фактор национальной безопасности в эпоху глобализации // Центральная Азия и Кавказ. 2017. № 2. С. 93–101.
  • Котлярова В.В., Якунин А.А. Ценности и жизненные стратегии молодежи в современном социально-гуманитарном познании. Шахты : ЮРГУЭС, 2012. 233 с.
  • Никонов Е., Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. М. : Университет «Синергия», 2017. С. 140.
  • Пазина Л.О., Зубарева С.С. Феномен инкультурации поколения Y в виртуальной реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 29–37.
  • Приепа А. Производство теории потребления // Логос. 2000. № 4. С. 57–62.
  • Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. 2007. № 10. С. 53–63.
  • Терин В. «Массовая культура» и престижное потребление // «Массовая культура» – иллюзии и действительность : сб. ст. М. : Искусство, 1975. С. 126–138.
  • Autio M., Lahteenmaa J., Holmberg U., Kujala J. Young consumer identity in a restrictive school environment. Addictive substances, symbolic goods and consumer skills // Children and Youth Services Review. 2016. № 68. P. 100–106.
  • Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. London: Sage, 1998. P. 71–72.
  • Belleau B.D., Summers T.A., Xu Y., Pinel R. Theory of reasoned action purchase intention of young consumers // Clothing and Textiles Research Journal. 2007. № 25. P. 244–257.
  • Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge: Harvard University Press, 1949. P. 44–45.
  • Floroi A. Cine suntmillennials // Journal of Interpersonal Violence. 2013. № 9. P. 94–106.
  • Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y. : William Morrow & Company, 1991. P. 122-123.
  • Hume M. Compassion without action: Examining the young consumers consumption and attitude to sustainable consumption // Journal of World Business. 2010. № 45 (4). P. 385–394.
  • Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Societies. Princeton : Princeton University Press, 1990. P. 177.
  • Malinovskiy, B. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. N.Y. : Oxford University Press, 1969. P. 69–70.
  • McLuhan M. Understanding Media: External Expansions of Man. M. : Kuchkovo Field, 2007. P. 21–22.
  • Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London: SAGE Publications, 1998. P. 1.
  • Mowen J.C. Consumer behavior. N.Y.; London: Macmillan Publishing Company, 2017. P. 67–68.
  • Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, № 5. P. 12–24.
  • Tappscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Сhanging Your World? N.Y. : McGraw Hill, 2011. 288 p.
  • Van den Bergh J., Behrer M. How Cool Brands Stay Hot: Branding to Generation Y. London : Kogan Page, 2013. P. 64.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 7. № 4.
>> Архив журнала