Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияВолкова Е. Д., Хлевнюк Д. О.«Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни»

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Волкова Е. Д., Хлевнюк Д. О.

«Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни»

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1
Волкова Елизавета Дмитриевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Бакалавр социологии
Хлевнюк Дарья Олеговна
Институт Амстердама, Амстердам, Нидерланды
PhD, научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Волкова Е. Д., Хлевнюк Д. О. «Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том. 15. № 1. С. 9-26.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1. EDN: MTFKTP

Рубрика:

Полевые исследования

Выражение признательности

Исследование проводилось при финансовой поддержке Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аннотация:

Статья посвящена исследованию памяти о 1990-х годах в России. Основной целью является определение роли телевизионного проекта «Намедни», в процессе формирования памяти россиян о начальном этапе постсоветской России. Проанализированы серии программы «Намедни», посвященные периоду с 1990 по 1999 год. Качественный контент-анализ серий проходил на основе выделенных тематических категорий: политика, социальная сфера, экономика, культура (спорт), — и предметных критериев: название сюжета, содержание, хронометраж, персоналии и ключевые детали, а также организация сюжета. Общепринятое преимущественно негативное представление о периоде «девяностых» в России не находит подтверждения в сериях программы «Намедни». В большинстве сюжетов телепрограммы преобладает политическая и экономическая тематика, а 1990-е годы представлены как оптимистичная «эпоха перемен», которая символизирует быстротечный переход от старого к потенциально позитивному и светлому новому. Преимущественно положительный образ «девяностых» определяется малым вниманием авторов программы к событиям регионального масштаба, большинство сюжетов затрагивают либо мировые события, либо произошедшие в Москве.

Литература:

  • Абрамов Р.Н., Чистякова А.А. Ностальгические репрезентации позднего советского периода в медиапроектах Л. Парфенова: по волнам коллективной памяти // Международный журнал исследований культуры. 2012. Т. 6. № 1. С. 52–58. EDN: OUPJGF
  • Бонч-Осмоловская А.А. Имена времени: эпитеты десятилетий в Национальном корпусе русского языка как проекция культурной памяти // Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3–4. С. 115–146. DOI: http://dx.doi.org/10.22394/2412-9410-2018-4-3-115-146 EDN: VKPODO
  • Грузин Ф.А. Инновационная направленность материалов авторских YouTube-каналов // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал / Отв. ред. В.В. Касьянов. К.: Кубанский государственный университет, 2021. С. 258–262. EDN: XEHVAO
  • Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти. М.; СПб.: Издательство Нестор-История, 2018. С. 27–54. EDN: YNCLNJ
  • Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015. EDN: UIAXZD
  • Малинова О.Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В.В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» // Политическая наука. 2018. № 3. С. 45–69. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2018.03.03 EDN: YPENLN
  • Малинова О.Ю. Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг. в либеральном дискурсе 2000-х гг // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. № 3. С. 91–105. DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105 EDN: NOQUJL
  • Малинова О.Ю. Тема «лихих девяностых» в дискурсах российских коммунистов и национал-патриотов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. Т. 14. № 2. С. 53–63. EDN: BDSKGL
  • Малинова О.Ю. Августовский путч 1991 г. и распад СССР в политической памяти современной России: эволюция соперничающих нарративов // Tempus et Memoria. 2021. Т. 2. № 3. С. 19–26. DOI: https://doi.org/10.15826/tetm.2021.3.019 EDN: EOLMYD
  • Миронова Н.Б., Горбачев А.М. Творческая концепция документальных циклов Д. Парфенова об истории СССР 1946-1960 гг. // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 648—651. EDN: FQWVZC
  • Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 62–75. EDN: ESCRKL
  • Пронин А.А. Mass-док: презумпция нарративности. СПб.: ООО Издательский дом «Петрополис», 2017.
  • Рысина А.А. Языковая личность Леонида Парфенова (на материале телепередачи «Намедни» и книги «Намедни. Наша эра. 2001–2005») // Вестник Московского государственного университета печати. 2016. № 2. С. 182–185. EDN: XVTEAH
  • Степанян А.В. Особенности авторского и телевизионного документального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). С. 44–46. EDN: YODNDU
  • Хоменко И.Г. Телевизионное информационное поле рязанского региона // Медиаскоп. 2009. № 2.
  • Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002.
  • Широбоков А.Н., Барышников К.Б. Документальное кино на малом экране // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 361–367. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-2-361-367 EDN: ZEWEPJ
  • Якимов А.Е. Особенности разграничения кинематографа на документальный и игровой в контексте проблемы репрезентации повседневности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 26–32. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.4 EDN: VJNIWS
  • Ashuri T. The Nation Remembers: National Identity and Shared Memory in Television Documentaries // Nations and Nationalism. 2005. Vol. 11. № 3. P. 423–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1354-5078.2005.00212.x
  • Brouwer S. From Empire to Smuta and Back. The Mythopoetics of Cyclical History in Russian Film and TV-Documentaries // Contested Interpretations of the Past in Polish, Russian, and Ukrainian Film. Boston: Brill, 2016. P. 123–141. DOI: http://dx.doi.org/10.1163/9789004311749_009
  • Fridman O. et al. From “Putin the Saviour” to “Irreplaceable Putin”: The Role of the 1990s in the Kremlin’s Strategic Communications // Defence Strategic Communications. 2021. Vol. 10. № 10. P. 153–195.
  • Gorbachev O. The Namedni Project and the Evolution of Nostalgia in post-Soviet Russia // Canadian Slavonic Papers. 2015. Vol. 57. № 3–4. P. 180–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00085006.2015.1083358
  • Hilmar T. et al. “Economic Memories” of the Aftermath of the 1989 Revolutions in East Germany and the Czech Republic // East European Politics and Societies. 2020. Vol. 35. № 1. P. 89–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325420902248
  • Holdsworth A. “Television Resurrections”: Television and Memory // Cinema Journal. 2008. Vol. 47. № 3. P. 137–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/cj.0.0017
  • Hoskins A. Television and the Collapse of Memory // Time & Society. 2004. Vol. 13. № 1. P. 109–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0961463X04040749
  • Lacz? F., Wawrzyniak J. Memories of 1989 in Europe between Hope, Dismay, and Neglect // East European Politics and Societies. 2017. Vol. 31. № 3. С. 431–438. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325417698741
  • Sharafutdinova G. The Red Mirror: Putin's Leadership and Russia's Insecure Identity. Oxford: Oxford University Press, 2020. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780197502938.001.0001

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 15. № 1.
>> Архив журнала