Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияСавинская О. Б.ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Савинская О. Б.

ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.5
Савинская Ольга Борисовна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Савинская О. Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том. 15. № 1. С. 95-103.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.5. EDN: BYLIOU

Рубрика:

ИНТЕР-энциклопедия качественных методов

Выражение признательности

Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аннотация:

В статье дается краткий обзор реализации метода интервью для изучения мнения детей, их жизненного опыта, эмоциональных переживаний. Анализ метода основан на принципах новой социологии детства: равноправное общение, агентность детей, вовлечение в принятие решений, касающихся жизни детей. Дается определение методической инклюзии как механизма адаптации метода к особенностям социальной группы. Выделены и описаны следующие аспекты метода интервьюирования детей: глубокая проработка сценария интервью с учетом особенностей возраста и включения элементов геймификации и проективных методик в сценарий интервью, подбор наилучшего места проведения интервью, подбор интервьюеров и более тщательный инструктаж в силу их возраста, динамичное ведение интервью с переключением видов деятельности, гибкость ведения интервью в соответствии с индивидуальными особенностями и развитием ребенка, контакт с родителем или другим ответственным лицом до и после интервью.

Литература:

  • Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 54–61.
  • Колосова Е.А., Березина А.В. Чтение современных российских подростков в контексте цифровизации // Детская книга в цифровую эпоху. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. С. 132–139. EDN: DFPAOJ
  • Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 132–135. DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 EDN: WBVWFN
  • Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-ое изд. СПб: Питер, 2018.
  • Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2015. № 1. С. 69–78. EDN: VOHZLL
  • Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.7868/S013216251803008X EDN: YVQXSW
  • Савинская О.Б., Истомина А.Г. Пространственное конструирование социальной услуги для семей с детьми // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 491–506. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-491-506 EDN: HOFVTE
  • Филипова А.Г., Бухтиярова И.Н. О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размышления над седьмым разделом Национальной стратегии действий в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36 EDN: ARJMPA
  • Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000. EDN: RXNBJL
  • Adler E.A., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick: Rutgers University Press, 1998.
  • Ahern E.C., Van Meter F., Lamb M.E. A Macro-Coding Perspective: Interviewer support and Child Comfort in Investigative Interviews with Young Alleged Victims of Sexual Abuse // Children and Youth Services Review. 2018. № 95. P. 361–367. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.11.013
  • James A. Giving Voice to Children’s Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Potentials // American Anthropologist. 2007. Vol. 109. № 2. P. 261–272. DOI: https://doi.org/10.1525/aa.2007.109.2.261
  • James A. Agency // The Palgrave Handbook of Childhood Studies / Ed by J. Qvortrup, W. Corsaro, M.S. Honig. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34–45.
  • Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. The Roles of Child Temperament and Interviewer Support on Children Reports of Adult Wrongdoing // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 175. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110732
  • Morrow V., Richards M. The Ethics of Social Research with Children: An Overview // Children and Society. 1996. Vol. 10. P. 90–105. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1099-0860.1996.tb00461.x
  • O’Reilly M., Parker N. Doing Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide to Qualitative Methods. Thousand Oaks: Sage, 2014.
  • Reason P. Bradbury H. Handbook of Action Research: Participative Inquiry and Practice. London: Sage, 2001. DOI: https://doi.org/10.4135/9781848607934
  • Rollins P.R., McCabe A., Bliss L. Culturally Sensitive Assessment of Narrative Skills in Children // Seminars in Speech and Language. 2000. Vol. 21. № 3. P. 223–234. DOI: https://doi.org/10.1055/s-2000-13196
  • Rytel J. Disagreement in Preschoolers’ Narrative Discourse // Psychology of Language and Communication. 2006. Vol. 10. № 1. P. 21–44.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 15. № 1.
>> Архив журнала