Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Салмина А. А.
Особенности понимания демократии и их взаимосвязь с ресурсными характеристиками населения: на примере России и Германии

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5994

Салмина Алла Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория сравнительных исследований массового сознания Экспертного института

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Салмина А. А. Особенности понимания демократии и их взаимосвязь с ресурсными характеристиками населения: на примере России и Германии // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 3. С. 76-97.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5994

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выражение признательности

Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 году

Аннотация:

В статье представлены результаты анализа особенностей понимания демократии на примере населения России и Германии, в том числе ее Западных и Восточных земель. Различия в трактовке этого понятия могут оказать значительное влияние на ответы респондентов об их отношении к демократии и удовлетворенности ею в стране. На данных Европейского социального исследования за 2012 г. проведен сравнительный анализ оценки важности для населения России и Германии отдельных характеристик демократии. Сравнение было также проведено по индексам, построенным на основе характеристик демократии: индекс «электоральное измерение» демократии, индекс «либеральное измерение» и индекс «социальное измерение». Анализ показал, что если для россиян наиболее важными являются социальные аспекты демократии, включающие «защиту от бедности» и «снижение неравенства», то для немцев — либеральные. Проанализирована связь представлений населения о демократии как форме государственного устройства с ресурсными характеристиками населения: уровнями дохода и образования. Анализ показал, что, несмотря на ряд сходств в понимании демократии в России и Германии, в этом плане наблюдается значимое различие как между странами, так и внутри стран — в зависимости от уровней дохода и образования граждан. Так, в России, в отличие от Германии, уровень дохода и уровень образования статистически значимо связаны лишь с отношением населения к социальным аспектам демократии.

Ключевые слова:

представления; демократия; ценности; доход; образование; Россия; Германия

Литература:

  1. Вельцель К. Рождение свободы / Под ред. Э.Д. Понарина, О.А. Оберемко; Пер. с англ. А.В. Лисовского. М.: АО «ВЦИОМ», 2017. — 404 с.
  2. Волков Д., Гончаров С. Демократия в России: установки населения. Сводный аналитический отчет. М.: Аналитический центр Юрия Левады, 2015. — 43 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 29.08.2018. URL: .
  3. О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад ИС РАН. (Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации). М., 2012. — 181 c. [электронный ресурс]. Дата обращения 29.08.2018. URL: .
  4. Представления о демократии. Нужна ли демократия в России? И есть ли она в нашей стране? Опрос ФОМ (29 сентября 2014 г.) // ФОМ [электронный ресурс]. Дата обращения: 25.08.2018. URL: .
  5. Салмина А. Установки населения по отношению к социальной роли го¬сударства в России и Германии // Власть. 2015. № 10. С. 171-181.
  6. Alesina A., Fuchs-Schundeln N. Good bye Lenin (or not?): The Effect of Communism on People’s Preferences // American Economic Review. 2007. No. 97 (4). Р. 1507-1528.
  7. Alexander A., Welzel C. Measuring Effective Democracy: The Human Empowerment Approach // Comparative Politics. 2011. No. 43 (3). Р. 281-289.
  8. Behr D, Braun M. Satisfaction with the Way Democracy Works: How Respondents across Countries Understand the Question // Hopes and anxieties: Six waves of the European Social Survey. Bern: Peter Lang GmbH, 2015. P. 121-138.
  9. Ferrin M., Kriesi H. (eds.). How Europeans View and Evaluate Democracy. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  10. Ferrin M., Kriesi H. Europeans’ Understandings and Evaluations of Democracy: Topline Results from Round 6 of the European Social Survey. ESS Topline Results Series. 2014 [online]. Accessed 25.08.2018. URL: .
  11. Fesnic F. Can Civic Education Make a Difference for Democracy? // Hungary and Poland Compared. Political Studies. 2016. Vol. 64. Issue 4. P. 966-978 [online]. Accessed 25.08.2018. URL: .
  12. Finkel S.E., Humphries S., Opp K.-D. Socialist Values and the Development of Democratic Support in the Former East Germany // International Political Science Review / Revue Internationale de Science Politique. 2001. Vol. 22. No. 4. P. 339-361. DOI: 10.1177/0192512101022004004
  13. Fuchs D. The Democratic Culture of Unified Germany // Critical Citizens / Ed. by P. Norris. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 123-145.
  14. Fuchs D., Roller E., Wessels B. Die Akzeptanz der Demokratie des vereinigten Deutschland // Aus Politik und Zeitgeschichte. 1997. No. 1 (5). S. 35-46.
  15. Inglehart R. How Solid is Mass Support for Democracy — And How do We Measure it? // Political Science and Politics. 2003. No. 36. P. 51-57. DOI: 10.1017/S1049096503001689
  16. Kriesi H., Lavenex S., Esser F., Buhlmann M., Bochsler D. Democracy in the Age of Globalization and Mediatization. Palgrave Macmillan. 2013 [online]. Accessed 25.08.2018. URL: .
  17. Morlino L. Legitimacy and the Quality of Democracy // International Social Science Journal. 2009. No. 60 (196). P. 211-222. DOI:10.1111/j.1468- 2451.2010.01717.x
  18. Rohrschneider R. Institutional Learning versus Value Diffusion: The Evolution of Democratic Values Among Parliamentarians in Eastern and Western Germany // Journal of Politics. 1996. No. 58. P. 442-466. DOI: 10.2307/2960233
  19. Rohrschneider R. Report from the Laboratory: The Influence of Institutions on Political Elites’ Democratic Values in Germany // American Political Science Review. 1994. Vol. 88. P. 927-941. DOI: 10.2307/2082717
  20. RohrschneiderR. Transitional Democracies: The East / West German Model // Materials of the conference “Rethinking Democracy in the New Millennium”. University of Houston, 17-20 February, 2000.
  21. Roller E. Ideological Basis of the Market Economy: Attitudes toward Distributional Principles and the Role of Government in Western and Eastern Germany // European Journal of Sociology. 1994. No. 10. P. 105-117. DOI:10.1093/oxfordjournals.esr.a036324
  22. Sack B. Understanding of Democracy in Unified Germany. Is There Convergence of Democratic Values between East and West through Institutional Learning? // Conference paper. 2014 [online]. Accessed 25.08.2018. URL: .
  23. SchedlerA, SarsfieldR. Democrats with Adjectives: Linking Direct and Indirect Measures of Democratic Support // European Journal of Political Research. 2007. No. 46. P. 637-659. DOI: 10.1111/j.1475-6765.2007.00708.x
  24. Straughn J.B. Culture, Memory, and Structural Change: Explaining Support for “Socialism” in a Post-Socialist Society // Theory and Society. 2009. Vol. 38. No. 5. P. 485-525. DOI: 10.1007/s11186-009-9090-8

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: