Журнал: Социологическая наука и социальная практикаАрутюнова Е. М.Этнолингвистические противоречия в школьном образовании в российских республиках

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Арутюнова Е. М.

Этнолингвистические противоречия в школьном образовании в российских республиках

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6084
Арутюнова Екатерина Михайловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Арутюнова Е. М. Этнолингвистические противоречия в школьном образовании в российских республиках // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том. 6. № 4. С. 64-71.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6084

Рубрика:

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

В статье представлен анализ основных факторов напряжённости в связи с обязательным изучением государственных языков в Татарстане и Башкортостане, рассмотрен ход развития противоречий, в том числе с правовой точки зрения, а также ключевые различия ситуаций в обеих республиках. Показано, что, по данным социологических исследований, в последние годы запрос на знание татарского языка среди русских в Татарстане снизился, запрос татар на знание татарского языка остаётся очень высоким. Проанализированы некоторые причины роста недовольства обязательным изучением государственных языков республик, наиболее выраженные в Татарстане, среди которых соотношение часов изучения русского и татарского языков, несоответствие количества часов русского языка федеральным стандартам, слабая эффективность методик изучения татарского языка, отсутствие вариативности методик, обязательное тестирование по татарскому языку – при отсутствии необходимости его применения. Кроме того, значимыми оказались проблемы отсутствия восприятия региональным руководством растущего напряжения. Показано, что проблема обязательного изучения татарского и башкирского языков в школах является лишь одним из противоречий, продолжаясь в сфере восприятия населением статуса республик. Продемонстрировано, что в дискурсе наряду с прочими заметны две ключевые позиции. Со стороны приверженцев обязательного изучения государственных языков республик – восприятие действий федерального центра как попытки ассимилировать и лишить суверенитета; со стороны приверженцев добровольного изучения языков – как восстановления единого государства и борьбы с этнократией. Проанализированы результаты социологического исследования, фиксирующие отсутствие серьёзных различий в восприятии обязательного изучения башкирского языка среди башкир, татар и русских в Башкортостане. Сделаны выводы о продолжении развития проблемной ситуации при формальном урегулировании на уровне школьного образования и о возможном влиянии её на этнические установки и дискурсы.

Ключевые слова:

Татарстан; Башкортостан; школьное образование; государственные языки

Литература:

  • Всероссийская перепись населения – 2010 [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Встреча с руководителями национальных общественных объединений Башкортостана. [Электронный ресурс] // Глава Республики Башкортостан: [веб-сайт]. Электрон. дан. 14.09.2017 URL: https://glavarb.ru/rus/press_serv/rabochie_vstrechi/69562.html (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Заседание Совета по межнациональным отношениям. [Электронный ресурс] // Президент России: [веб-сайт]. Электрон. дан. 20.07.2017. Йошкар-Ола. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55109 (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Илдус Нафиков выступил с докладом на заседании Государственного Совета Республики Татарстан. [Электронный ресурс] // Прокуратура Республики Татарстан: [веб-сайт]. Электрон. дан. 29.11.2017. URL: https://prokrt.ru/info/novosti-prokuratur/3056/ (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Межнациональное согласие в общероссийском и региональном измерении. Социокультурный и религиозный контексты: [монография] / Отв. ред. Л. М. Дробижева. Москва: ФНИСЦ РАН, 2018. 552 с.
  • Минниханов признал, что в языковом вопросе были ошибки и упущения. [Электронный ресурс] // РБК Татарстан: [веб-сайт]. Электрон. дан. 24.09.2018. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/24/09/2018/5ba8a5949a79478afa7db00e (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Митинг в защиту башкирского языка в Уфе стал самым массовым за последние годы. [Электронный ресурс] // Proufu.ru: [веб-сайт]. Электрон. дан. 18.09.2017. URL: https://proufu.ru/news/novosti/51988-miting_v_zashchitu_bashkirskogo_yazyka_stal_samym_massovym_za_poslednie_gody/?sphrase_id=5239079 (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Принят закон об изучении родных языков. [Электронный ресурс] // Государственная дума: [веб-сайт]. Электрон. дан. 25.07.2018. URL: http://duma.gov.ru/news/27720/ (Дата обращения: 16.10.2018).
  • Рустам Минниханов: «Как может быть изучение государственного языка добровольным?!». [Электронный ресурс] // БизнесOnline: [веб-сайт]. Электрон. дан. 26.10.2017 URL: https://m.business-gazeta.ru/article/361986?utm_source=gazeta_mobile&utm_campaign=read_also (Дата обращения: 15.05.2018).
  • Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте [Электронное издание] // ИНАБ № 3 – 2017 / [Л. М. Дробижева и др.]; Отв. редактор Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова. Электрон. текст. дан. (объём 1,7 Мб). М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 126 с. 1 электрон. опт. диск 12 см (CD ROM). DOI 10.19181/inab.2017.3.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 6. № 4.
>> Архив журнала