Институт социологии
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Мерзляков А. А.
Проблема субъектности в социологии управления

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6087

Мерзляков Андрей Александрович – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том. 6. № 4. С. 95-104.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.4.6087

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье рассмотрены понятие «субъектность» и его генезис в социогуманитарных дисциплинах. Особое внимание уделяется особенностям исследования субъектности в социологии управления, которое направлено на выявление и изучение способов конструирования отношений между субъектами с целью совместного решения значимых проблем. Отмечается, что в управленческой практике необходимость изучения субъектности актуализируется в ситуациях оценки характера социальных отношений между властно-управленческой вертикалью и населением. Субъектность населения характеризуется через систему взаимодействий между обществом и властью, где для общества значимым является способность к самоорганизации в качестве полноценного социального субъекта, а для власти – создание условий для конструктивного диалога. Проверка выдвинутого предположения требует расщепления категории субъектности на комплекс показателей, с помощью которых возможно эмпирически, а затем теоретически исследовать данный феномен. В связи с этим сделана попытка систематизации социологических показателей исследования данного феномена, включающей в себя показатели группообразования индивидов в социальные общности, показатели превращения социальных общностей в коллективного социального субъекта и показатели, направленные на оценку степени регулируемости межсубъектного взаимодействия.

Ключевые слова:

субъектность; социология управления; субъект; социальная общность; система управления

Литература:

  1. Васильев С. Н., Цвиркун А. Д. Предисловие // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2010): Материалы Четвёртой международной конференции (4–6 октября 2010 г., Москва, Россия). Том 1. М.: Ин-т проблем управления им. В. А. Трапезникова, 2010. С. 4–5.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61–272.
  3. Волков Ю. Г. Социология будущего: подходы, поиски, проблемы // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21. № 5. C. 14–30.
  4. Гиллер Ю. И. Социология самостоятельной личности. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2006. 224 с.
  5. Гусева И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)» / Гусева Ирина Александровна; Костромской государственный университет имени. Н. А. Некрасова. Кострома, 2006. 24 с.
  6. Леонтьев А. Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11–21.
  7. Лепский В. Е. Проблема субъекта (междисциплинарный анализ). М.: Гуманитарий; Ин-т философии РАН, 2009. 47 с.
  8. Лепский В. Е. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ). М.: Когито-Центр, 2015. 107 с.
  9. Мирошниченко И. В. Формирование субъектности сетевых сообществ в российской публичной политике // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. С. 76–86.
  10. Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов [монография] / [А. В. Тихонов и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 432 с.
  11. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–108.
  12. Сергеев А. Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети интернет // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (Дата обращения: 19.09.2018).
  13. Старикова М. М. Социологический дискурс субъектных свойств личности (на примере западных социологических концепций) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2009. № 4 (16). С. 124–131.
  14. Стёпин В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
  15. Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. 2011. № 2 (322). С. 40–45.
  16. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. 324 c.
  17. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004. 261 с.
  18. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. Пер. с франц. М.: Научный мир, 1998. 204 с.
  19. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. / под ред. Д. В. Скляднев. СПб.: Наука, 2000. 379 с.
  20. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. 328 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 6. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: