Журнал: Социологический журналТимошкин Д. О.Выживание, экзотика, пустота: эволюция «постсоветского» открытого рынка в городских нарративах

Журнал: Социологический журнал

Тимошкин Д. О.

Выживание, экзотика, пустота: эволюция «постсоветского» открытого рынка в городских нарративах

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6097
Тимошкин Дмитрий Олегович
Иркутский государственный университет
кандидат социологических наук, научный сотрудник, лаборатория исторической и политической демографии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Тимошкин Д. О. Выживание, экзотика, пустота: эволюция «постсоветского» открытого рынка в городских нарративах // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 4. С. 54-74.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6097

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выражение признательности

задание № 28.9753.2017/8.9 и частично (анализ представлений горожан о влиянии мигрантов на городское пространство) за счет гранта РНФ (проект № 18-18-00293).

Аннотация:

В статье анализируется процесс трансформации представлений об открытом вещевом рынке в городских нарративах на примере иркутского кейса. На материале 60 полуформализованных интервью описываются функции, которыми наделяется рынок в зависимости от рассмотренного периода, группы, взаимодействующие с ним. Цель статьи: определить механизмы адаптации присутствующих здесь групп к ситуации социальной нестабильности, а также динамику этих механизмов в зависимости от изменения ситуации — декораций и социальных ролей в контексте рынка. Высказывается гипотеза о том, что рынок, являясь одной из точек концентрации мобильностей, в первую очередь реагирует на любые существенные изменения городской среды; именно здесь апробируются механизмы, позволяющие местным сообществам адаптироваться к ситуации социального хаоса. В статье также описываются категория «этническое», ее роль и значение в контексте открытого рынка. В качестве теоретического инструмента использованы драматургическая метафора И. Гофмана, дихотомия «стратегии тактики» М. Де Серто и подход к анализу дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф. Открытый рынок рассматривается как «изменчивый знак», значения которого трансформируются в зависимости от социального контекста и времени, о котором рассказывает респондент.

Ключевые слова:

открытый рынок; постсоветское; дискурс; «этническое» маркирование; социальный хаос

Литература:

  • Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. С.А. Комаров; под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
  • Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния // Русский журнал [электронный ресурс]. Дата обращения: 13.04.2016. URL: .
  • Волков В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: ГУ–ВШЭ, 2005. — 282 с.
  • Григоричев К.В, Дятлов В.И. Китайские рынки России: роль в постсоциалистической трансформации (случай Иркутска) // Вестник Томского государственного ун-та. 2017. № 419. С. 121–132.
  • Григоричев К.В. Китайский рынок как точка сборки городского пространства // Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. С. 86–104.
  • Дятлов В.И. «Китайский» рынок «Шанхай» в Иркутске: роль в жизни городского сообщества // Известия ИГУ. 2014. Т. 10. С. 103–119.
  • Дятлов В.И. Этнические рынки в современной России — ускользающий объект исследовательского внимания // Этнические рынки в России. Пространство торга и место встречи. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. С. 16–41.
  • Серто М. де Изобретение повседневности. Искусство делать / Пер. с франц. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. — 330 с.
  • Йорrенсен М., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. и ред. А.А. Киселева. Харь-ков: Гуманитарный центр, 2009. — 352 с.
  • Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. И. Стаф; ред. М. Великанова, А. Журбина. М.: Strelka Press, 2015. — 432 с.
  • Микроурбанизм. Город в деталях / Ред. О. Бредникова, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 352 с.
  • Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 456 с.
  • Тимошкин Д. Рынок уехал, «Шанхайка» осталась: открытый рынок в Иркутске как метафора освоения символического пространства города // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 1 (89). С. 56–73.
  • Трубина Е.Г. Джунгли, базар, организм и машина: классические метафоры города и российская современность // Неприкосновенный запас. 2010. № 2 (70). С. 223–243.
  • Grigorichev K.V. Migrant Localities: “Gated Space” or “Access Points”? // Journal of Siberian Federal Univer-sity. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 4. No. 9. P. 783–794.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 4.
>> Архив журнала