Журнал: Социологический журналЗборовский Г. Е., Амбарова П. А.Доверие в высшем образовании как социологическая проблема

Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.

Доверие в высшем образовании как социологическая проблема

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099
Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
доктор философских наук, профессор-исследователь, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор социологических наук

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 4. С. 93-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.4.6099

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

проект № 18-011-00158 «Доверие как фундаментальная про-блема российского высшего образования»

Аннотация:

Цели статьи — характеристика доверия в высшем образовании как фундаментальной проблемы социологического исследования, рассмотрение имеющихся достижений в ее анализе и представление опыта эмпирического изучения доверия в высшем образовании Уральского макрорегиона. Доверие трактуется авторами как важнейший нематериальный актив развития высшего образования в ситуации кризиса, социальной и экономической неопределенности. Предлагается рассматривать установление доверия и формирование культуры доверия в высшем образовании как конструктивный способ реализации позитивных изменений института и системы высшей школы в стране, повышения их социальной эффективности. Обосновывается необходимость междисциплинарной методологии изучения доверия в высшем образовании, разрабатываемой на пересечении социологического, психологического, социально-психологического, экономического, морального и профессионально-этического, образовательного, управленческого подходов. Выход за рамки узкодисциплинарного подхода, по мнению авторов, дает возможность выявить ресурсный потенциал доверия как нематериального актива. В статье представлены основные направления исследований доверия в высшей школе в зарубежной и отечественной науке. Дискурс доверия в высшем образовании показан как динамично меняющийся. На этом основании выстраиваются перспективы дальнейшего теоретического и эмпирического изучения проблемы. Данные эмпирического исследования доверия как нового ресурса высшей школы в российском макрорегионе демонстрируют наиболее острые противоречия в ее актуальном состоянии и развитии, связанные с усилением недоверия к образовательной политике и стратегиям ее реализации.

Литература:

  • Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / Под ред. Г.Е. Здоровского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. — 400 с.
  • Балацкий Е.В. Ловушка аудиторных часов и новая модель образования // Высшее образование в Рос-сии. 2017. № 2. C. 63–69.
  • Вольчик В.В., Филоненко Ю.В., Аверкиева Е.С., Ширяев И.М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 4. С. 57–71. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.057-071
  • Гудков Л. Доверие в России: смысл, функции, структура // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 249–280.
  • Гудков Л., Дубин Б. Институциональные дефициты как проблема постсоветского общества // Монито-ринг общественного мнения. 2003. № 3. С. 33–53.
  • Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социоло-гические исследования. 2009. № 1. C. 43–54.
  • Коньков А.Т. Социальный капитал в современной социологии. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006. — 223 с.
  • Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрокра-тии: содержание и последствия // Мир России: Социология, этнология. 2016. Т 25. № 4. С. 59–86.
  • Матушак А.Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 120–125.
  • Ревина Е.В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему // Управление эко-номическими системами. 2015. № 11 ?электронный ресурс?. Дата обращения: 08.08.2017. URL: ?http://uecs.ru/marketing/item/3810-2015-11-19-11-40-46?.
  • Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002. — 200 с.
  • Токарева С.Б., Голубь О.В., Горина Т.С., Калашникова Н.А. Институциональное доверие в высшей школе и качество образования. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2015. — 142 с.
  • Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2004. — 730 c.
  • Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2016. — 440 c.
  • Шуклина Е.А., Певная М.В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Универ-ситетское управление: практика и анализ. 2017. № 5. С. 120–131. DOI 10.15826/umpa.2017.05.068
  • Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press, 1994. — 233 p.
  • Birchley S.L. Narratives оf trust: working in higher education // 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN). Barcelona. 2015. Р. 7135–7143.
  • Borges G., Carvalho de Souza Domingues M.G., Silva Cordeiro R.C. Student’s trust in the university: Analyz-ing differences between public and private higher education institutions in Brazil // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2016. Vol. 13. Iss. 2. P. 119–135. DOI: 10.1007/s12208-016-0156-9
  • Bormann I., John R. Trust in the education system — thoughts on a fragile bridge into the future // European Journal of Futures Research. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 2–35. DOI: 10.1007/s40309-013-0035-0
  • Bstieler L., Hemmert M., Barczak G. The changing bases of mutual trust formation in inter-organizational rela-tionships: A dyadic study of university-industry research collaborations // Journal of business research. 2017. Vol. 74. P. 47–54. DOI: 10.1016/j.jbusres.2017.01.006
  • Ennen N.L., Stark E., Lassiter A. The importance of trust for satisfaction, motivation, and academic perfor-mance in student learning groups // Social Psychology of education. 2015. Vol. 18. No. 3. Р. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x
  • Gawley T. University administrators as information tacticians: Understanding transparency as selective con-cealment and instrumental disclosure // Symbolic interaction. 2008. Vol. 31. No. 2. P. 183–204. DOI: 10.1525/si.2008.31.2.183
  • Hendry G.D., Hyde S.J., Davy P. Independent student study groups // Medical education. 2005. Vol. 39. No. 7. P. 672–679. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2005.02199.x
  • Helliwell J.F., Putnam R.D. Education and social capital // Eastern Economic Journal. 2007. Vol. 33. No. 1. Р. 1–19.
  • Levada Yu. The Problem of Trust in Russian Public Opinion // Proceedings of the British Academy. 2004. Vol. 123. P. 157–171. DOI: 10.5871/bacad/9780197263136.003.0008
  • Luhman N. Vertrauen: Ein Mechanismus der Reduktion sozialer Komplexitat. Stuttgart: Enke, 1968. — 105 p.
  • Malin J.R., Hackmann D.G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Col-laborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. 2016. Vol. 24. No. 2. P. 158–178. DOI: 10.1080/13611267.2016.1170561
  • Moraru M., Cristea G. Self-Knowledge and Professional Development-Sustainable Educational Condition of a Relationship // 2nd Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER, Feb. 14–16, 2013). Procedia Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 89. P. 94–97. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.816
  • Newton K., Zmerli S. Three forms of Trust and their Association // European Political Science Review. 2011. Vol. 3. No. 2. P. 1–32. DOI: 10.1017/S1755773910000330
  • Reitz T. Academic hierarchies in neo-feudal capitalism: how status competition processes trust and facilitates the appropriation of knowledge // Higher Education. 2017. Vol. 73. No. 6. P. 871–886. DOI: 10.1007/s10734-017-0115-3
  • Tierney W.G. Trust and Organizational Culture in Higher Education. Cultural Perspectives on Higher Educa-tion / Ed. by J. V?limaa, O.-H. Ylijoki. New York: Springer, 2008. P. 27–42. DOI: 10.1007/978-1-4020-6604-7_3
  • Werder C., Skogsberg E. Trusting Dialogue for Engaging students. In: Student engagement handbook: practice in higher education / Ed. by E. Dunne, D. Owen. London: Emerald, 2013. P. 133–144.
  • Wright S., Greenwood D. Universities run for, by, and with the faculty, students and staff Alternatives to the neoliberal destruction of higher education // Learning and teaching-the international journal of higher educa-tion in the social sciences. 2017. Vol. 10. No 1. P. 42–65. DOI: 10.3167/latiss.2017.100104
  • Yiannaki M.S. Conquering the power of change — a private university case study // 4th Annual EuroMed Con-ference of the EuroMed-Academy-of-Business “Business research challenges in a turbulent era” (Elounda, Greece, Oct. 20–21, 2011). 2011. P. 1239–1257.
  • Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132. No. 2. Р. 925–947. DOI: 10.1007/s11205-016-1322-5

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 24. № 4.
>> Архив журнала