Журнал: Наука. Культура. ОбществоКарпова А. Ю.Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение?

Журнал: Наука. Культура. Общество

Карпова А. Ю.

Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение?

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.6
Карпова Анна Юрьевна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия
доктор социологических наук, профессор Школы общественных наук

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Карпова А. Ю. Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение? // Наука. Культура. Общество. 2024. Том. 30. № 2. С. 83-98.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.6. EDN: AKJJCV

Рубрика:

Современные механизмы реализации молодёжной политики

Аннотация:

Научные исследования скулшутинга актуализировались в начале XXI века, но случаи инцидентов зарегистрированы гораздо раньше, с конца XVI века. В статье особое внимание уделяется причинам и объяснению механизма подражания, значимой движущей силы в скулшутинге. Приводятся примеры случаев, наглядно демонстрирующие действие механизма подражания и аргументированы меры, которые позволят предотвратить распространение «эффекта подражания». В работе обозначены ключевые признаки, объединяющие терроризм и скулшутинг, которые дают веские основания рассматривать инциденты скулшутинга как новый вид терроризма. Аргументировано сходство инцидентов скулшутинга с террористическими актами через описание общих характеристик, таких как ритуально-демонстративный характер насилия, плановый и символический характер насилия, культурная детерминация, групповая идентификация. В данной работе акцент сделан не на научную проблему изучения скулшутинга как особого феномена, а на проблемы создания, организации и управления проактивной системой предотвращения скулшутинга. Приведены результаты анализа американской практики разработки и применения системы оценки угроз для предотвращения скулшутинга. Представлено описание необходимых элементов комплексной системы для предотвращения инцидентов скулшутинга, дано определение проактивной системы.

Литература:

  • 1. Langman P. Warning signs identifying school shooters before they strike. Langman Psychological Associates, LLC; 2021. ISBN 978-0578922997.
  • 2. Katsiyannis A., Whitford D. K., Ennis R. P. Historical examination of United States intentional mass school shootings in the 20th and 21st centuries: Implications for students, schools, and society. Journal of Child and Family Studies. 2018;27(8):2562–2573. DOI 10.1007/s10826-018-1096-2.
  • 3. Oksanen A., Kaltiala-Heino R., Holkeri E. [et al]. School shooting threats as a national phenomenon: Comparison of police reports and psychiatric reports in Finland. Journal of Scandinavian Studies in Criminology and Crime Prevention. 2015;16(2):145–159. DOI 10.1080/14043858.2015.1101823.
  • 4. Rocque M. Exploring school rampage shootings: Research, theory, and policy. The Social Science Journal. 2012;49(3):304–313. DOI 10.1016/j.soscij.2011.11.001.
  • 5. Kostinsky S., Bixler E., Kettl P. Threats of school violence in Pennsylvania after media coverage of the Columbine high school massacre. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2001;155(9):994–1001. DOI 10.1001/archpedi.155.9.994.
  • 6. Kissner J. Are active shootings temporally contagious? An empirical assessment. Journal of Police and Criminal Psychology. 2016;31:48–58. DOI 10.1007/s11896-015-9163-8.
  • 7. Lankford A. Fame-seeking rampage shooters: Initial findings and empirical predictions. Aggression and Violent Behavior. 2016;27:122–129. DOI 10.1016/j.avb.2016.02.002.
  • 8. Langman P. Role models, contagions, and copycats: An exploration of the influence of prior killers on subsequent attacks. 2017. URL: https://schoolshooters.info/sites/default/files/role_models_2.1.pdf (accessed: 10.05.2022).
  • 9. Карпова А. Ю., Чайковский Д. В. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2019. № 2(22). С. 45–53.
  • 10. Karpova A.; Savelev A.; Maksimova N. Modeling the process of school shooters radicalization (Russian case). Social Sciences. 2021;10(12):477. DOI 10.3390/socsci10120477.
  • 11. Карпова А. Ю., Максимова Н. Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93–108. DOI 10.31171/vlast.v29i1.7920. EDN QLQYTP.
  • 12. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022621125 РФ. Результаты социологического исследования «Скулшутинг в России: социально-демографические данные, мотивы, характеристики инцидентов» : № 2022621020 : заявл. 13.05.2022 : опубл. 19.05.2022 / А. Д. Вильнин, Е. А. Замышевская, А. Ю. Карпова [и др.]; Томский Политехнический Университет. EDN AHDNXA.
  • 13. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023660578 РФ. Интерактивная карта скулшутинга : № 2023660065 : заявл. 23.05.2023 : опубл. 23.05.2023 / А. Д. Вильнин, А. Ю. Карпова, С. А. Кузнецов [и др.]; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. EDN RUWJCB.
  • 14. Максимова Н. Г. Базы данных как эффективный инструмент анализа и предупреждения инцидентов скулшутинга // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 44–55. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.4. EDN QALDCG.
  • 15. Muschert G. W. School shootings as mediatized violence. In: B?ckler N., Seeger T., Sitzer P., Heitmeyer W. (eds) School Shootings. New York, NY: Springer; 2012. P. 265–281. DOI 10.1007/978-1-4614-5526-4_12.
  • 16. Murray J. L. Mass media reporting and enabling of mass shootings. Cultural Studies ? Critical Methodologies. 2017;17(2):114–124. DOI 10.1177/1532708616679144.
  • 17. Langman P. A guide to insider references used by school shooters and other attackers. 2020. URL: https://schoolshooters.info/sites/default/files/insider_references_1.1.pdf (accessed: 11.05.2022).
  • 18. Maryland’s Model Policy for Behavior Threat Assessment (2018). URL: https://schoolsafety.maryland.gov/Documents/Reports-Docs/Maryland%20Model%20Policy%20for%20Behavior%20Threat%20Assessment-2018-19.pdf (accessed: 05.05.2024).
  • 19. Cornell D., Sheras P. Guidelines for responding to student threats of violence. SoprisWest; 2006. ISBN 978-1593185022.
  • 20. Alathari L. [et al.]. Enhancing school safety using a threat assessment model: An operational guide for preventing targeted school violence. National Threat Assessment Center; 2018. URL: https://www.cisa.gov/sites/default/files/publications/18_0711_USSS_NTAC-Enhancing-School-Safety-Guide.pdf (accessed: 05.05.2024).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 30. № 2.
>> Архив журнала