Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Климова С. Г., Климов И. А.
Коллективистские практики в социальном инноваторстве: функции сотрудничества

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6269

Климова Светлана Гавриловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник 
Климов Иван Александрович
Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ ВШЭ
кандидат социологических наук, доцент, НИУ ВШЭ; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Климова С. Г., Климов И. А. Коллективистские практики в социальном инноваторстве: функции сотрудничества // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 1. С. 55-71.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6269

Рубрика:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

Аннотация:

В статье анализируется деловая стратегия социальных инноваторов. Социальными инноваторами мы называем руководителей и сотрудников НКО, социальных предприятий, инициаторов волонтёрских проектов, потому что они не только используют организационные новшества в своей деятельности, но и меняют правила и практики повседневности, в соответствии с которыми начинает жить социум, так или иначе включённый в деятельность этих организаций. Показано, что нормативные ожидания со стороны идеологов и чиновников к деятельности социальных инноваторов противоречат их ценностям и представлениям о должном поведении. Они последовательно демонстрируют ориентацию на сотрудничество друг с другом и с социальным окружением. Солидарность, формирование сообществ вокруг некоммерческой организации или социального предприятия являются не только ресурсом, но и самостоятельным эффектом их деятельности. Описаны функции сотрудничества в деятельности социальных инноваторов. Сотрудничество нужно не только для реализации взятой инноваторами на себя миссии, но и для решения практических, производственных задач, а именно: приращения знания, обмена опытом; кооперации для решения сложных проблем; совместной выработки норм профессиональной этики и этики предпринимательства; способа приобрести репутацию у коллег и потребителей услуги; продвижения новых ценностей; сохранения или воссоздания, рекультивации местного сообщества. Делается вывод о том, что идеологему конкуренции, насаждаемую в среде социальных инноваторов, следует заменить идеологемой сотрудничества и соответствующими обучающими программами.

Литература:

  1. Агентство социальной информации. [веб-сайт]. Электрон дан. 2019. URL: https://www.asi.org.ru/articles/ (дата обращения: 28.03.2018).
  2. Александр Борисов: Социальное предпринимательство – это идеология. [Электронный ресурс] // Новый бизнес: [веб-сайт]. Электрон. текст. дан. 24.10.2014 URL: http://www.nbforum.ru/interesting/experts/zakonoproekt-sp.html
  3. ixzz5M42v1Twb (дата обращения: 28.07.2018).
  4. Голова И. Клиент выберет лучшее. Социальные услуги населению окажут коммерческие компании [Электронный ресурс] // Российская Газета: [веб-сайт]. Электрон. дан. Российская Бизнес-газета – Бизнес и власть. № 982 (3). 27.01.2015 // URL: https://rg.ru/2015/01/27/ vovchenko.html (дата обращения: 26.07.2018).
  5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации: [веб-сайт]. Электрон. дан. М., 2017. URL: https://report2017.oprf.ru/ (дата обращения: 31.03.2018).
  6. Друкер П. Управление в обществе будущего / Пер. с англ. и ред. Е. В. Трибушной. М., СПб., Киев: Вильямс, 2007а. 306 с.
  7. Друкер П. Менеджмент в некоммерческой организации. Принципы и практика / Питер Ф. Друкер; [пер. с англ. В. В. Кулебы]. М., СПб., Киев: Вильямс, 2007б. 304 с.
  8. «Душевные поставщики»: кто выиграет от попадания НКО на рынок социальных услуг [Электронный ресурс] // Агентство Социальной Информации: [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.03.2017 // URL: https://www.asi.org.ru/news/2017/03/23/nko-sotsialnye-uslugi-postavshhiki/ (дата обращения: 26.07.2018).
  9. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / [А. А. Барсамова, О. Н. Дудченко и др.]; под общ. ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010. 387 c.
  10. Климов И. «Конструктивные» и «протестные» движения как ресурс изменения социальных практик и институтов // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 2. С. 201–216.
  11. О форуме социальных инноваций регионов [Электронный ресурс] // URL: http://socioforum.com/conf2017/o-forume-sotsialnykh-innovatsiy.php (дата обращения: 31.03.2018).
  12. Отношение к благотворительности [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение: [веб-сайт]. Электрон. дан. 21.12.2017. URL: https://fom.ru/TSennosti/13898 (дата обращения: 31.01.2019).
  13. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Итоговый аналитический отчёт. ЦИРКОН. 2013 [Электронный ресурс]: URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
  14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М., 2017. 208 с. [Электронный ресурс]: URL: http: еconomy.gov.ru/wps/wcm/connect/2e83e62b-ebc6-4570-9d7b-ae0beba79f63/prognoz2018_2020. pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 31.03.2018).
  15. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / Пер. с фр. К. Ю. Барановского, Л. А. Немовой. М.: «Ad Margenem», 1997. 188 c. Социальное предпринимательство – новая идеология [Электронный ресурс] // Стратегия [веб-сайт]. Электрон. дан. 26.12.2013 // URL: http://strategyjournal.ru/news/ekonomika-i-biznes/ sotsialnoe-predprinimatelstvo-novaya-ideologiya/ (дата обращения: 28.07.2018).
  16. Социальные инновации. Формула активности. Материалы III Международного форума. Вологда, 2–4 июня 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://innovation35.ru/ experts/?year=2016 (дата обращения: 31.03.2018).
  17. Социальный предприниматель – 2018. Автопортрет. Краткий аналитический отчёт по результатам исследования. [Электронный ресурс] // Циркон, Social Business Group, 2018. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportret.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
  18. Условия активизации гражданского участия в малых и средних городах России [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение: [веб-сайт]. URL: http://soc.fom.ru/ special/grazhdanskoe-uchastie-v-malyh-i-srednih-gorodah-rossii.html (дата обращения: 28.03.2018).
  19. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Проекты. [Электронный ресурс] // Фонд «Наше будущее» [веб-сайт]. URL: http://www.nb-fund.ru/projects/ (дата обращения: 18.07.2018).
  20. Форум социальных инноваций регионов. 5–6 июня 2015 г. [Электронный ресурс] // Совет Федерации [веб-сайт]. Электрон. дан. 14 мая 2015. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/ socio-forum/ (дата обращения: 31.03.2018).
  21. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / Пер. В. И. Иванова // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 123–136.
  22. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1. С. 229–245.
  23. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер. Пер. с нем. В. С. Автономова и др.; общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: