Журнал: Социологический журналСикевич З. В., Поссель Ю. А.Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ)

Журнал: Социологический журнал

Сикевич З. В., Поссель Ю. А.

Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ)

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6282
Сикевич Зинаида Васильевна
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор социологических наук, профессор, кафедра культурной антропологии и этнической социологии
Поссель Юлия Альфредовна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии человека

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Сикевич З. В., Поссель Ю. А. Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 121-136.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.25.1.6282

Рубрика:

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

Выражение признательности

проект № 16-03-00414

Аннотация:

Статья посвящена сравнительному анализу этнической идентичности в межэтнических и моноэтнических семьях на примере Санкт-Петербурга и основана на данных социологического исследования. В 2017 г. были опрошены члены 106 межэтнических семей и 45 моноэтнических семей в качестве контрольной группы. Авторы исследования пришли к следующим выводам. У выходцев из межэтнических семей доминирует биэтническая идентичность, в случае принятия моноэтнической идентичности она совпадает с идентичностью русских матерей. В целом у матерей влияние на этническую самоидентификацию детей сильнее, чем у отцов. Это обусловлено доминированием материнской социализации, свойственной национальной традиции, а также тем, что русские матери воспитывают детей в русской культурной среде. Для детей характерно индифферентное отношение к своей этнической идентичности в сравнении с присущим большинству родителей демонстрируемым чувством «национальной гордости». Для всех категорий выборки, за исключением инокультурных отцов из межэтнических семей, важнейшими являются культурные признаки самоидентификации. Инокультурные отцы придают большее значение кровному родству. Основными признаками этнической консолидации для всех участников опроса выступают культурные традиции и родной язык. Национальная идентичность для всех участников опроса, за исключением инокультурных отцов, преобладает над этническим самоопределением. Этнические предубеждения доминируют над конфессиональными. Негативные установки христиан по отношению к мусульманам выражены четче, чем у мусульман к христианам. Наличие этнических предубеждений не связано с членством в межэтнической или моноэтнической семье и предположительно обусловлено личностными установками респондентов.

Литература:

  • Акоста А., Казакова Т.В. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка // Вестник ТГУ. 2012. № 3. С. 166–170.
  • Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект-пресс, 1999. — 271 с.
  • Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 25–36.
  • Кутявина Е.Е., Малышева С.К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 2 (18). С. 47–52.
  • Сикевич З.В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. — 2017 с.
  • Сикевич З.В. Динамика «образа» прошлого и настоящего в представлениях петербуржцев // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 88–97.
  • Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации // Демографическое обозрение. 2014. № 4 (4). C. 96–123.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 25. № 1.
>> Архив журнала