Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Андреев А. Л., Лащук И. В.
Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Часть 2

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6408

Андреев Андрей Леонидович
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; НИУ МЭИ; Институт социологии ФНИСЦ РАН
доктор философских наук, профессор Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; профессор НИУ МЭИ; главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН 
Лащук Ирина Валерьевна
УО «Белорусский государственный экономический университет»
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономической социологии; руководитель Центра социально-гуманитарных исследований

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Андреев А. Л., Лащук И. В. Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 2. С. 34-45.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6408

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация:

Статья опирается на результаты исследования «Молодёжь в постсоветском пространстве: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации», эмпирической базой которого послужили социологические опросы, проводившиеся в октябре 2017–феврале 2018 гг. среди студентов ведущих вузов России и Республики Беларусь по сопоставимой методике. Анализ полученных данных осуществлялся с точки зрения проблемы внутренней консолидированности «русского мира» и перспективы смены поколений в элитах постсоветских государств (в этом контексте студенты ведущих российских и белорусских вузов рассматриваются как своего рода протоэлитная группа). Осуществлялось сопоставление картин мира российской и белорусской учащейся молодёжи, социальных представлений и ценностных ориентаций, формирующихся в студенческих средах двух близких по культуре стран особенностей российской и белорусской идентичности, стратегий личностной самореализации, включая выбор места проживания и уровень эмиграционных настроений. Во второй части статьи рассматриваются результаты психосемантического зондирования ассоциативных рядов массового сознания молодёжи, осуществляется реконструкция образов России и Белоруссии в сознании российской и белорусской молодёжи, а также образов некоторых других геополитических субъектов, оказывающих влияние на российско-белорусские отношения (США, Евросоюз, Польша, Украина, Китай).На основании результатов анализа показано, что россияне склонны обращаться за поиском моделей социального развития к опыту современного Китая, что нехарактерно для молодых белорусов. Отмечается также, что отношениям между Россией и Белоруссией в картинах мира российской и белорусской молодёжи присуща определённая асимметрия. В статье обсуждаются возможные последствия различия картин мира и ценностных установок студенческой молодёжи России и Белоруссии для судеб «русского мира».

Литература:

  1. Андреев А. Л. Перспектива инновационного развития России глазами научно-технической интеллигенции // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 66–76.
  2. О чём мечтают россияне: идеал и реальность / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2013. 400 с.
  3. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 27–40.
  4. Социальное неравенство в социологическом измерении. Аналитический доклад / [М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова и др.]. М.: Институт социологии РАН, 2006. 135 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: