Журнал: НародонаселениеПопова Р. И., Токсанбаева М. С.Нестандартные формы занятости в малом бизнесе

Журнал: Народонаселение

Попова Р. И., Токсанбаева М. С.

Нестандартные формы занятости в малом бизнесе


Попова Раиса Ивановна
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
старший научный сотрудник
Токсанбаева Майраш Сейтказыевна
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
доктор экономических наук, заведующая лабораторией

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Попова Р. И., Токсанбаева М. С. Нестандартные формы занятости в малом бизнесе // Народонаселение. 2018. Том. 21. № 3. С. 68-83.

Рубрика:

ПРОБЛЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАНЯТОСТИ

Выражение признательности

проект № 17-02-00133

Аннотация:

Малый бизнес является одной из «зон» концентрации нестандартной занятости, где она не только востребована, но и расширяется ввиду опережающей генерации рабочих мест в сравнении с крупными и средними предприятиями. В связи с этим на примере малого бизнеса Москвы выполнен анализ ее основных форм, позволивший выявить, какие формы нестандартной занятости относятся к наиболее распространенным и как их оценивают работники. Выделены работающие по найму, занятость которых должна соответствовать нормам трудового законодательства, ориентированного главным образом на стандартную занятость. В основу анализа положена длительность рабочего времени, так как ее отклонение от стандарта — самая масштабная форма нестандартной занятости. Определено, что по индикаторам удовлетворенности размером заработной платы и работой в целом, сравнительной оценки рабочих мест и готовности к межфирменной мобильности предпочтительной выступает умеренная сверхзанятость (до 50 часов в неделю). Из этого не следует, что, как полагают некоторые ученые, необходимо повышать длительность рабочего времени за нормативные пределы. Анализ показал, что даже умеренная сверхзанятость у абсолютного большинства работников сопряжена с сильной усталостью и работой на пределе сил, поэтому она приемлема только для определенных демографических групп (в основном мужчин наиболее активного возраста), но при условии соблюдения трудового законодательство (двум третям всех сверхзанятых сверхурочный труд не оплачивается). Часть работников устраивает также умеренно неполная занятость (21-30 часов), в основном, женщин с детьми. Другие нестандартные режимы работы (до 20 часов и не менее 50 часов) следует признать социально нежелательными.

Литература:

  • Нестандартные формы занятости. Анализ проблем и перспективы решения в разных странах / Обзорная версия. Международное бюро труда. — Женева: МБТ, 2017. — 39 с.
  • Базжина В.А., Цыганкова И.В., Никишина О.Ю. Развитие нестандартных форм за-нятости в современной России // Российское предпринимательство. — 2014. — № 24 (270). — С. 71-86.
  • Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда. — М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 36 с.
  • Нестандартная занятость на региональном рынке труда: теоретико-методологические подходы к исследованию явления. — Екатеринбург: УрГЭУ, 2015. — 82 с.
  • Сараджева О.В. Теневая экономика в России // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 7. — С. 222-231.
  • Социально-экономическая защищенность населения столицы, занятого в малом бизнесе. — М.: Издат-Черноземье, 2015. — 265 с.
  • Токсанбаева М.С., Антонов М.В. Занятость в московском малом бизнесе разного статуса // Народонаселение. — 2017. — № 2. — С. 92-102.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2018. Том. 21. № 3.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)