Журнал: НародонаселениеСиница А. Л.Заработная плата в общем образовании в регионах России

Журнал: Народонаселение

Синица А. Л.

Заработная плата в общем образовании в регионах России

DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00017
Синица Арсений Леонидович
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
к.э.н., научный сотрудник лаборатории экономического образования экономического факультета

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Синица А. Л. Заработная плата в общем образовании в регионах России // Народонаселение. 2019. Том. 22. № 2. С. 78-90.
DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00017

Рубрика:

ОПЛАТА ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация:

Одной из функций социального государства является обеспечение достойной заработной платы за труд. Особенно это актуально для наиболее важных социальных сфер — здравоохранения и образования. В последние годы повышение заработной платы педагогических работников стало одной из важнейших тем, но пока проблема все еще далека от решения. Целью статьи является анализ уровня заработной платы педагогических работников в муниципальных школах в 2013–2017 гг. в субъектах РФ с разным экономическим развитием. В качестве основных показателей были выбраны номинальная среднемесячная оплата труда педагогических работников, их заработная плата по отношению к средней заработной плате по региону и заработная плата по соотношению с прожиточным минимумом трудоспособного населения. На основе кластерного анализа по методу Уорда для двух первых показателей были созданы картограммы, в которых представлена их динамика. Проведенный анализ показал, что за рассматриваемый период заработная плата педагогических работников росла меньшими темпами по сравнению со средней заработной платой по стране в целом и в большинстве субъектов РФ. Экономическое развитие региона оказывает заметное  влияние  на  уровень  заработной платы педагогических  работников. В финансовых центрах, промышленно развитых и добывающих регионах оплата труда учителей росла быстрее. В результате межрегиональная дифференциация заработной платы учителей общеобразовательных школ возросла. Это свидетельствует о том, что государственная политика, направленная на повышение заработной платы в системе общего образования, не достигает своей цели и для этого необходимо увеличение государственного финансирования общего образования.

Литература:

  • Поташник М. М., Соложин А. В. Не хлебом единым // Народное образование. — 2011. — № 10. — С. 106–111.
  • Голяшев А. В., Григорьев Л. М. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003– 2013 годах. — М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014. — 48 с.
  • Типенко Н. Г. Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги// Уровень жизни населения регионов России. — 2011. — № 2. — С. 31–41.
  • Типенко Н. Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. — 2014. — № 4 — С. 148–168.
  • Новаковская О. А., Шадрина Н. М. Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 10–2. — С. 143–147.
  • Родина Н. В. Межрегиональные различия в заработной плате педагогов до и после принятия указов о повышении оплаты труда // Вопросы образования. — 2014. — № 1. — С. 64–79.
  • Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. — 2014. — № 4. — С. 128–147.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 22. № 2.
>> Архив журнала