Журнал: Гуманитарий Юга РоссииМатяш Т. П., Матяш Д. В.Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции

Журнал: Гуманитарий Юга России

Матяш Т. П., Матяш Д. В.

Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции

DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.8
Матяш Тамара Петровна
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, профессор Матяш Дмитрий Владимирович
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Доктор философских наук, доцент, профессор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Матяш Т. П., Матяш Д. В. Секуляризация в зеркале философии Гегеля: опыт теоретической (концептуальной) реконструкции // Гуманитарий Юга России. 2019. Том. 8. № 4. С. 71-81.
DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2019.4.8

Рубрика:

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

В статье рассмотрена попытка Гегеля остановить секуляризационные процессы, охватившие Германию и сопровождающиеся угасанием в немецком обществе интереса к христианской религии. Показано, что истоки потери этого интереса Гегель видел в самой религии, которая, по его мнению, больше обращалась к сердцу, чем к разуму. Ю. Хабермас расценил эти претензии Гегеля к религии как продолжение начавшегося в истории немецкой философии «судебного процесса», на котором, начиная с Канта, разбирается «наследственный спор между философией и религией». Рассмотрена специфика толкования Гегелем Священного Писания, приведшего его к выводу, что Бог есть мысль, а потому открывается нам в интеллектуальном пространстве чистой мысли. Выяснены причины, по которым Гегель заместил религиозные формы мышления и жизни разумными философскими эквивалентами, осуществив тем самым философское постижение религиозного содержания. Подробно проанализирован вопрос о том, удалось ли философии Гегеля затормозить секуляризационные процессы в немецком обществе.

Литература:

  • Августин Бл. Исповедь. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 320 с.
  • Брентано Ф. О будущем философии. Избранные труды / пер. с нем. Р.А. Громова. М. : Академический проект, 2018. 629 с.
  • Гараджа В.И. «Секуляризация». Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М. : Мысль, 2001.
  • Гегель Г. Работы разных лет : в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1970. 667 с.
  • Гегель Г. Работы разных лет : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1971. 629 с.
  • Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 1 : Наука логики. М. : Мысль, 1974. 452 с.
  • Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.
  • Дионисий Ареопагит, святой. Мистическое богословие. М. : Тетра, 1993. 95 с.
  • Добротолюбие : в 5 т. Т. 3 М. : Развитие духовности, культуры и науки, 2004. 560 с.
  • Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002. 661 с.
  • Лазарева Н. Жизнеописание Ивана Васильевича Киреевского // И.В. Киреевский. Разум на пути к истине. М. : Правило веры, 2002. 661 с.
  • Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  • Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: СЭИ, 1991. 289 с.
  • Маркс К. Капитал. Т. 1. М. : Госполитиздат, 1955. 794 с.
  • Матяш Т.П. Диалектика Гегеля и догмат Троицы // Рациональное и внерациональное: грани проблемы : сб. ст. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2002. 303 с.
  • Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Богословие и новоевропейский философский рационализм о духовности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 4 (89).
  • Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М. : Русское феноменологическое общество, 1996. 279 с.
  • Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. Т. 2. М. : АСТ, 2003. 592 с.
  • Флоренский П.А. Иконостас. М. : Искусство, 1994. 256 с.
  • Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV – VIII веков. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 542 с.
  • Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М. : Аграф, 1998. 431 с.
  • Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М. : Весь мир, 2003. 414 с.
  • Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М. : Весь мир, 2002. 144 с.
  • Хабермас Ю. Вера и знание. Glauben und Wissen. Речь Ю. Хабермаса 14 октября 2001 г. в церкви Св. Павла во Франкфурте-на-Майне по случаю присуждения ему Премии мира Биржевого союза немецкой книготорговли.
  • Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464 с.
  • Хомяков А.С. Сочинение : в 2 т. Т. 2 : Работы по богословию. М. : Медиум, 1994. 479 с.
  • Шохин В.К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Серия I : Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 57–79.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 8. № 4.
>> Архив журнала