Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Симакова А. В.
Профессиональное самоопределение школьников 8-10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологическая оценка

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.3.6690

Симакова Анна Васильева
Петрозаводский государственный университет
ведущий специалист, Центр бюджетного мониторинга

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Симакова А. В. Профессиональное самоопределение школьников 8-10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологическая оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Том. 7. № 3. С. 72-91.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.3.6690

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

проекта РФФИ № 18-59-11001

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов. В рамках исследования выявлены факторы, оказывающие влияние на выбор школьниками будущей профессии; обобщены представления школьников о категории «профессия» и её содержании; проанализированы представления школьников о профессиональном будущем; рассмотрены интересы школьников к построению успешной карьеры в арктических и дальневосточных регионах.Поученные результаты показали, что школьники больше ориентированы на получение высшего образования, при этом выбранные ими профессии являются востребованными экономикой регионов Арктики и Дальнего Востока, испытывающей дефицит квалифицированных кадров. Своё профессиональное будущее обучающиеся оценивают оптимистично, также школьники положительно оценивают возможности начала карьеры в компаниях Арктики и Дальнего Востока. Каждый десятый школьник из регионов Арктики и каждый пятый из регионов Дальнего Востока отметил, что планировал профессиональную реализацию в этих регионах ранее, практически каждому третьему школьнику это интересно, но он не уверен, что это подходит именно ему. Результаты исследования могут быть полезны при планировании тематических профориентационных мероприятий, направленных на привлечение молодёжи в стратегические регионы страны, специалистами по профориентации, педагогами, профильными органами власти, исследователями.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение; регионы Арктики и Дальнего Востока; школьники 8–10 классов; ориентация на начало карьеры в Арктике и на Дальнем Востоке

Литература:

  • Белоножко М. Л. и др. Социальные проблемы в самооценках населения Арктической зоны России / Белоножко М. Л., Силин А. Н., Барбаков О. М., Гюрджинян А. С. // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 112–117.
  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодёжи // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1. С. 5–36.
  • Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 134–150.
  • Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. 2-е изд., переаб., доп. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 366 с.
  • Иванова М. В., Клюкина Э. С. Современные предпосылки будущего арктических трудовых ресурсов // Мониторинг общественного мнения. 2017. № 6. С. 180–198.
  • Кадры Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке: [веб-сайт]. URL: https://hcfe.ru/agency/about/About_the_Agency. pdf (дата обращения: 13.05.2019).
  • Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие; 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
  • Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей М.: Просвещение, 1980. 192 с. Маркин В. В., Силин А. Н. Человеческий и социальный потенциал неоиндустриального освоения Арктики: социологический анализ, моделирование, регулирование // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Том 10. № 6. С. 75–88.
  • Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлении российской молодёжи // Социологические исследования. 2015. № 8. С.157–160.
  • Мотрич Е. Л., Найден С. Н. Миграционные процессы в социально-экономическом развитии Дальнего Востока // Проблемы прогнозирования. 2015. № 5. С. 108–118.
  • Навигатор востребованных профессий на Дальнем Востоке 2019–2025. 6-е издание. Апрель 2019. 35 с. [Электронный ресурс] // Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке: [веб-сайт]. URL: https://hcfe.ru/research/. (дата обращения: 15.05.2019).
  • Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] // Министерство труда и социального развития Российской Федерации: [веб-сайт]. URL: https://www.rsvpu.ru/filedirectory/10507/ Prikaz_Mintruda_831-1.pdf. (дата обращения: 15.05.2019).
  • Петрикова Н. В. Особенности строения образа будущего современных старшеклассников [Электронный ресурс] // Современная наука. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-stroeniya-obraza-buduschego-sovremennyh-starsheklassnikov (дата обращения: 29.05.2019).
  • Питухин Е. А., Кекконен А. Л., Шабаева С. В. Оценка потенциала системы профессионального образования Дальнего Востока как приоритетной территории России [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2019. № 1. С. 20–36. URL: https://pnojournal. wordpress.com/2019/02/22/pitukhin-kekkonen-shabaeva/ (дата обращения: 29.05.2019).
  • Профессии на российском рынке труда [текст]: аналит. доклад НИУ ВШЭ / Отв. ред. Н. Т. Вишневская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 159 с.
  • Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 302 с.
  • Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Науч.-аналит. доклад / Под науч. ред. В. С. Селина, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопушиной. Апатиты: Кольс. науч. центр РАН, 2016. 420 с.
  • Сигова С. В., Кекконен А. Л., Питухин Е. А. Прозрачная информационная среда рынка труда // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 64–73.
  • Силин А. Н. Социальная трансформация вахтового труда в арктическом регионе // Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: Материалы V Тюменского международного социологического Форума. 5–6 октября 2017 г. Тюмень: ТюмГУ; Тюм. обл. Дума, Прав-во Тюм. обл.; ФНИСЦ РАН, 2017. С. 1095–1099.
  • Степусь И. С. Стратегическое развитие экономики арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 11. С. 66–80.
  • Степусь И. С., Симакова А. В. Миграционные потоки выпускников вузов для работы в Арктической зоне России: количественный и качественные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 10. С. 1872–1887.
  • Чередниченко Г. А. Российская молодёжь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182.
  • Шабаева С. В., Федорова Е. А, Степусь И. С. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики региона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 7. С. 104–117.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 7. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: