Журнал: Власть

Бадмацыренов Т. Б., Дансарунова С. А.
Социальная структура шаманских сообществ современной Бурятии

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6728


Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бадмацыренов Т. Б., Дансарунова С. А. Социальная структура шаманских сообществ современной Бурятии // Власть. 2019. Том. 27. № 5. С. 111-117.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6728

Рубрика:

ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация:

В статье авторы представляют исследование специфических религиозных профессиональных сообществ шаманов современной Бурятии. В настоящее время сложилось несколько их типов в соответствии с аутентичностью традиции и особенностями воспроизводства. Шаманисты верят, что шаманы получают сакральный дар-призвание через генеалогическое избранничество «удха» умершими предками-шаманами, а также в силу случайных мистических случаев. В настоящее время формируются новые практики обучения и индоктринации шаманов-неофитов, в т.ч. в рамках религиозной конверсии.

Литература:

  1. Абаева Л.Л. 2014. Семантика круга и традиционное мировоззрение народов Центральной Азии в контексте буддийской религиозной культуры. – Вестник Бурятского государственного университета. № 14(1). С. 114-119.
  2. Бадмацыренов Т.Б., Дансарунова С.А. 2017. «Городской» шаманизм в современном Улан-Удэ. Улан-Удэ – Варшава: два города, два мира, общие проблемы и научно-исследовательские вызовы: монография. Варшава: Изд-во Варшавского университета. С. 209-227.
  3. Базаров Б.Д. 2009. Таинства и практика шаманизма. Кн. 3. Человек во времени и пространстве. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 208 с.
  4. Болхосоев С.Б. 2016: Избранничество: феномен шаманской наследственности удха у предбайкальских бурят. Улан-Удэ: ИПК ВСГИК. 247 с.
  5. Дугаров Д.С. 1991. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М.: Наука. 300 с.
  6. Зомонов М.Д. Зомонов Ж.М. 2013. Эзотеризм и анимизм как феномены шаманизма: монография. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. 227 с.
  7. Лебедев С.Д. 2007. Религиозный ренессанс как социальная реальность: к демифологизации понятия. – Социологический журнал. № 2. C. 24-36.
  8. Михайлов Т.М. 1980. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVII в.). Новосибирск: Наука. 320 с.
  9. Михайлов Т.М. 1987. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука. 288 с.
  10. Петри Б.Э. 2014. Старая вера бурятского народа. – Вселенная сибирского шамана. История. Легенды. Обряды. Иркутск: Репроцентр А1. 328 с.
  11. Харитонова В.И. 2006. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука. 372 с.
  12. Харитонова В.И., Свидерская Н.В., Мещерякова Е.А. 2004. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований. – Полевые исследования института этнологии и антропологии РАН. М.: Наука. 302 с.
  13. Широкогоров С.М. 1922. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. – Ученые записки историко-филологического факультета в г. Владивостоке. – Владивосток: Издательство и печать государственного Дальневосточного университета. С. 47-108.
  14. Элиаде М. 2015. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект. 400 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 27. № 5.
>> Архив журнала


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)