Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологический журнал

Давыдов С. Г., Адемукова Н. В.
К истории социологии СМИ в России: Социологическая служба ВГТРК и ее исследования (1992–2003)

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6824

Давыдов Сергей Геннадьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кандидат философских наук, доцент, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна
Адемукова Надежда Владимировна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
преподаватель, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Давыдов С. Г., Адемукова Н. В. К истории социологии СМИ в России: Социологическая служба ВГТРК и ее исследования (1992–2003) // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 4. С. 163-183.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6824

Рубрика:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация:

В 1990-х и 2000-х гг. заметную роль в развитии отечественной социологии медиа играли исследовательские подразделения при средствах массовой коммуникации и рекламных агентствах. Одно из таких подразделений — созданная медиаменеджером и журналистом А.Г. Быстрицким Социологическая служба ВГТРК, которой долгое время руководил социолог А.В. Шариков. За 12 неполных лет работы задачи Службы неоднократно менялись. В их число входили и вторичный анализ результатов измерений аудитории, и экспертные опросы, и качественные исследования аудитории, исследовательские экспедиции в российские регионы и др. Особое место среди проектов Службы занимает проведение первого в истории российского социологии экзитпола (1993 г.). В статье рассматриваются основные периоды и направления деятельности подразделения, проекты и основанные на них публикации. Приводятся сведения о ведущих специалистах, принимавших участие в работе исследовательского подразделения в разные годы его существования.

Литература:

  1. Адемукова Н.В. Из истории российской социологии медиа: исследовательская служба «Пятого канала» (1991–2000) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5 (141). C. 300–313. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.17
  2. Батыршин Р.И., Шариков А.В. Развитие представлений о факторах, определяющих рейтинги телепередач // Медиаскоп. 2016. Вып. 4 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://www.mediascope.ru/node/2239/
  3. Быстрицкий А.Г. Развитие самодеятельности учащихся-комсомольцев Единой трудовой школы (1918–1931 гг.). Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания, 1990 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01000101406
  4. Васильева О.И. Взаимосвязь агрессивного побуждения и отношения к телевизионной рекламе [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://evartist.narod.ru/text7/43.htm
  5. Вильчек В.М. Послесловие: воспоминания, статьи, стихи / Сост. Л.Ш. Вильчек и Г.Е. Вильчек. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 348 с.
  6. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск I. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 247 с.
  7. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск II: Калининградская область. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 127 с.
  8. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск III: Калининградская область. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001. — 129 с.
  9. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск IV: Прикаспийский регион. Часть I, II, III. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 716 с.
  10. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск VI: Белгородская и Воронежская области. Часть I, II. Сборник материалов под ред. В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 294 с.
  11. Грушин Б.А. Институт общественного мнения «Комсомольской правды» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 60–74.
  12. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. В 4-х книгах. Жизнь вторая. Эпоха Брежнева. Часть 1. М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 624 с.
  13. Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: Количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 166 185.
  14. Давыдов С.Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление: социально-философский анализ. Дисс. … канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2000 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: https://dlib.rsl.ru/01000297591
  15. Давыдов С.Г. Сильные новостные сюжеты и поведение телевизионной аудитории // Телефорум. 2002. № 6. С. 65 67.
  16. Ермолаева О.Я., Палванова А.К. О становлении системы контроля за измерениями телевизионной аудитории в России // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 3. С. 120 137.
  17. Ерофеев А. Соколовская Вера Александровна [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://www.museumnn.ru/radio/imena/466.html
  18. Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 288 с.
  19. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
  20. Методологические проблемы и практика изучения Интернета: Сборник научных статей / Под ред. А.В. Шарикова. М.: ВГТРК, 1999. — 76 с.
  21. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2018. — 378 с.
  22. Орлова Л. Журфак — далее везде // Полвека на Моховой (1947 1997). М.: Факультет журналистики МГУ, 1997. С. 178 180.
  23. Отношение московских телезрителей к «Военной программе Александра Сладкова» (результаты исследования аудитории) / Под ред. В.П. Незнамова, А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002. — 64 с.
  24. Паулсон Т. Радио и телевидение в образе жизни населения ЭССР // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Материалы конференции. Тарту, 26 27 октября 1985 / Отв. ред. М. Лауристин. Тарту: Изд-во ТГУ, 1986. С. 164 172.
  25. Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М.: Наука: Флинта, 2008. — 330 с.
  26. Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 347 349.
  27. Полуэхтова И.А. Социология массовых коммуникаций: Курс лекций: в 2-х ч. Ч. 1. М.: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та, 2012. — 95 с.
  28. Психологические аспекты информационного вещания. Сборник материалов / Под общ. ред. В.П. Незнамова, А.Б. Парканского, А.В. Шарикова. М.: ВГТРК, 2002. — 53 с.
  29. Радио — любовь моя... Сборник научных статей и воспоминаний в память о профессоре В.Н. Ружникове. М.: Изд-во фак-та журналистики МГУ, 2014. — 137 с.
  30. Сергеев А. Департамент пошел «под топор». Как разгоняли аналитиков ВГТРК // Культура. 27 марта – 2 апреля 2003. С. 5 [электронный ресурс]. Дата обращения 03.08.2018. URL: http://portal-kultura.ru/upload/iblock/c61/2003.03.27.pdf
  31. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / [Пер. с англ.]. М.: Национальный ин-т прессы: Вагриус, 1998. — 223 с.
  32. Социология в России / Под. ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 696 с.
  33. Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение / Сост. и общ. ред. В.П. Коломиец. М.: Международный ин-т рекламы, 2001. — 395 с.
  34. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. — 191 с.
  35. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 154 с.
  36. Шариков А.В. Закономерности миграций телевизионной аудитории // Наука телевидения. Вып. 12. / Науч. ред. вып. Е.В. Дуков. М.: Мин. культ. РФ, 2016. С. 193–215.
  37. Шариков А.В. О влиянии земной и космической погоды на телевизионную аудиторию // Реклама: теория и практика. 2007. № 1. С. 52 65.
  38. Шариков А.В. О факторах, влияющих на поведение телевизионной аудитории // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 2. С. 46 55.
  39. Шариков А.В. Об изменении электоральных намерений российских граждан во время кампании по выборам в Государственную Думу // PR как модель социального взаимодействия (международный и российский опыт): Материалы научного семинара. Вып. 7 / Под ред. И.Н. Чудновской, Е.Я. Дугина. М.: Альфа-М; Социологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 149–160.
  40. Шариков А.В. Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ // Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. М.: НАТ, 1997. С. 22 27.
  41. Шариков А.В. Половозрастная структура городской телеаудитории России в 1997 году. М.: ВГТРК, 1998. — 133 с.
  42. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. М.: ВГТРК, 1997. — 78 с.
  43. Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994 96 гг.) // Мир России: Социология, этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79 106.
  44. Шариков А.В., Давыдов С.Г. Экспертные оценки освещения федеральных предвыборных кампаний 1999 2000 гг. на центральном телевидении // Политический маркетинг. 2001. № 10. С. 4–23.
  45. Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М.: ВГТРК, 2000. — 54 с.
  46. Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках // Проблемы медиапсихологии: Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития». М.: МГУ, 2001. С. 38–61.
  47. Шариков А.В., Ермолаева О.Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765—2000) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 4 (134). С. 98–114.
  48. Шариков А.В., Кузнецова Ю.Н. Особенности восприятия телесериала «Элен и ребята» московскими школьниками // Психологический журнал. Т. 19. № 2. Март–апрель, 1998. С. 105–118.
  49. Шариков А.В., Фиалков А.В., Красавченко И.А. Особенности миграции аудитории новостных выпусков ТВ // Независимые медиаизмерения. 1999. Июль. С. 16–20.
  50. Davydov S.G., Johansson E. Market Requirement and Political Challenges: Russia between Two Worlds // Television Audiences Across the World: Deconstructing the Ratings Machine / Ed. by J. Bourdon, C. M?adel. Basingstoke, Hampshire, Houndmills: Palgrave Macmillan, 2014. P. 179–195. DOI: 10.1057/9781137345103_11

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 25. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: