Журнал: Уровень жизни населения регионов РоссииСиница А. Л.Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы

Журнал: Уровень жизни населения регионов России

Синица А. Л.

Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы

DOI: https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10074
Синица Арсений Леонидович
МГУ имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории экономического образования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том. 15. № 3. С. 70-81.
DOI: https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10074

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

В статье рассмотрены возрастная и образовательная структуры населения коренных малочисленных народов Севера (КМНС). При анализе значительное внимание уделяется особенностям развития системы образования, которые связаны с сохранением идентичности КМНС.Объектом исследования являются коренные малочисленные народы Севера. Предмет исследования – образовательный уровень населения КМНС и причины, препятствующие его повышению. Цель исследования. Анализ динамики возрастной и образовательной структур населения КМНС и определение проблем развития системы образования для КМНС. Основные теоретические и эмпирические положения статьи.Наиболее значимой проблемой, стоящей перед КМНС в настоящее время, является сохранение своей идентичности при их интеграции в современное общество. Система образования может явиться инструментом разрешения подобного противоречия, если в ней учитываются этнические особенности детей. Второй наиболее важной проблемой является молодая возрастная структура населения КМНС при уровне образования ниже среднего по стране даже несмотря на его заметное повышение после 2002 г. и низкой доступности качественного образования. Это ведёт к экономическим потерям из-за неэффективного использования трудовых ресурсов, адаптированных к проживанию и работе в суровых условиях Севера, а также к социальным, что выражается в более низком значении уровня человеческого капитала у КМНС. Третьей проблемой является недоучет особенностей развития КМНС при разработке образовательных программ, что затрудняет усвоение знаний. Для решения этих проблем реализуется комплекс мер. Он включает в себя несколько направлений. Во-первых, осуществляется подготовка педагогических кадров, предназначенных для работы с КМНС, и обучение детей и педагогов языкам КМНС. Во-вторых, создаётся система образования, которая позволяет сочетать домашнее обучение и обучение в образовательной организации интернатного типа, а также помочь в адаптации к жизни в большом городе. В-третьих, развиваются формы образования, которые занимаются профессиональным ориентированием (например, агрошколы). Однако несмотря на большую потребность в работниках с профессиональным образованием, на данный момент их явно меньше, чем требуется КМНС, а мер, направленных на сохранение идентичности, недостаточно.

Литература:

  • Александрова Е. А. Этнокульторологическое образование коренных малочисленных этносов в Институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена как фактор социальной адаптации в современном образовательном пространстве // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях / под ред. А. Ю. Нагорновой. - Ульяновск: Sinjet, 2015. - С. 295-300.
  • Анисимова С. Г., Дранаева И. А. Социальные проблемы населения циркумполярного пояса: образовательный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 437. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8203
  • Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
  • Белявская И. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов в условиях интеграции дополнительного и общего образования // Методист. - 2013. - № 6. - С. 38-42.
  • Булдакова В. Г. Особенности развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Севера // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - № 2 (47). - С. 127-135.
  • Все население, городское, сельское по полу и возрасту [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/_02-01_new.xls
  • Всё население, городское, сельское по уровню образования, полу и возрастным группам [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_03_01.xls
  • Дроздова А. А., Дроздова Т. В. Методическая готовность бакалавров педагогического образования к работе с коренными малочисленными народами Севера // Северный регион: наука, образование, культура. - 2015. - Т. 4. - № 2 (32). - С. 103-106.
  • Журавель В. П. Права коренных народов российской Арктики: проблемы и решения // Арктика и Север. - 2018. - № 30. - С. 76-96.
  • Ким В. В. Особенности развитии я системы образования северных регионов России // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3. - C. 77-79.
  • Кудашкин В. А., Иванченко Е.В. Изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в системе образования в 1985–2011 гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2015. - № 3 (21). - С 67-71.
  • Любимова Е.А. Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 50-63.
  • Малышева Г. В., Набок И. Л. Образование коренных малочисленных народов Арктики: проблемы и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 1. - С. 139-144.
  • Марфусалова В. П., Сакердонова А. С. Значение институтов образования в сохранении и развитии языков и культуры коренных народов Арктики // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 1 (05). - С. 38-43.
  • Население коренных малочисленных народов Российской Федерации в возрасте 15 лет и более по возрастным группам и уровню образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub004028.xlsx
  • Население коренных малочисленных народов по возрастным группам и полу [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_13_03.xls
  • Население коренных малочисленных народов Российской Федерации по возрастным группам и полу [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-24.xlsx
  • Население коренных малочисленных народов по возрастным группам и уровню образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_13_06.xls
  • Население отдельных национальностей, принявших участие в микропереписи, по возрастным группам и полу [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/10/10-17_(%D0%B0%D0%B1%D1%81).xlsx
  • Население отдельных национальностей в возрасте 15 лет и более, принявших участие в микропереписи, по уровню образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/10/10-11_(%D0%B0%D0%B1%D1%81).xlsx
  • Население по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-02.xlsx/
  • Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol3/pub-03-01.xlsx
  • Население, принявшее участие в микропереписи, по полу, возрастным группам и уровню образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/02/02-01_(%D0%B0%D0%B1%D1%81).xlsx
  • Население, принявшее участие в микропереписи, по полу и возрастным группам [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/01/01-01_(%D0%B0%D0%B1%D1%81).xlsx
  • Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Образование на Севере как фактор развития коренных малочисленных народов // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. - С. 195-198.
  • Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Социализация детей, ведущих кочевой образ жизни с родителями // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 226 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10631
  • Никитина Р. С. Воспитание детей эвенов в условиях этнокультурной среды. - М.: НИУ МГОУ, 2015. - 154 с.
  • Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. - 2018. - Т. 13. - № 3. - С. 12-23.
  • Пименова Н.Н. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Сибири и Севера в Красноярском крае // Инновации в непрерывном образовании. - 2012. - № 5 (5). - С. 012-018.
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  • Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 №536-р «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59703/
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84814/
  • Саввинов В. М. Оценка существующих образовательных практик, направленных на сохранение и воспроизводство культуры и языка коренных народов Республики Саха (Якутия) // Образование, наука, инновации: южное измерение. - 2013. - № 6 (32). - С. 105-116.
  • Слепцов Ю. А. Кочевой лагерь как пример поиска оптимального варианта // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 3 (9). - С. 127-130.
  • Терёхина А.Н. «Учебная нарта» и керосинка или TundraSkills для кочевого воспитателя // Сибирские исторические исследования. - 2018. - № 4. - С. 42-65.
  • Томаска А. Г. Особенности адаптации учащихся – представителей коренных малочисленных народов Севера – к условиям города // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. - № 1. - С. 76-81.
  • Федоров Г.М. Особенности организации образовательной деятельности в агрошколах, расположенных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 2068-2074.
  • Филиппова Н.И., Иванова А.В. Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1. - С. 100-108.
  • Чернышова С. Л., Яр В. Ю. Особенности кочевой формы образования в условиях современных проблем формирования этнической и гражданской российской идентичности (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 1 (7). - С. 49-53.
  • Bania E.V., Eckhoff C., Kvernmo S. Not engage ed in education, employment or training (NEET) in an Arctic sociocultural context: the NAAHS cohort study // BMJ Open. Vol. 9. Iss. 3
  • Belianskaya M. Kh. Modern nomadic schools for small-numbered indigenous peoples in the north of the Republic of Sakha (Yakutia) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 9. - № 10. - С. 2342-2350.
  • Laiti O.K., Frangou S.-M. Social aspects of learning S?mi People in the Circumpolar North // International Journal of Multicultural Education. 2019. Vol. 21. Iss. 1. Pр. 5-21.
  • Nozdrenko E. A., Koptseva N. P. Adaptation of indigenous Youth from the Northern territories to studying at university: establishment of the “Higher Northern School” in Siberian Federal University // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 5. - № 2. - С. 232-241.
  • Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 4. - С. 26-45.
  • Stevenson A. Child welfare, indigenous children and children’s rights in Canada // Revista Direito e Pr?xis. 2019. Vol. 10. Iss. 2. Pр. 1239-1259.
  • Tarabukina U. P. The developent of native languages in educational institutions in the conditions of the dispersed peoples in the North, Siberia and the Russian Far East, in the Republic Sakha (Yakutia) (on the example of the Even language) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8. - № 6. - С. 1111-1120.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2019. Том. 15. № 3.
>> Архив журнала