Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В.
Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097

Ломбина Тамара Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора
Мансуров Валерий Андреевич – доктор философских наук, профессор
Юрченко Олеся Викторовна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Ломбина Т. Н., Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 1. С. 93-105.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7097

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье речь идёт о проблемах чтения в новой цифровой реальности, связанных с появлением текстов нового формата и изменением практик чтения. Этот вопрос приобретает актуальность, так как цифровое чтение начинает преобладать над традиционным, что оказывает влияние на индивидуальных читателей и на систему образования в целом. Мы провели пилотажное исследование понимания печатного текста (тестирование по методике Л. Ясюковой) среди 106 учеников четвёртых классов и проанализировали их практики чтения(анкетирование). Большинство опрошенных больше времени уделяют цифровому чтению (поиск информации и общение с друзьями в Интернете), по сравнению с чтением бумажных книг. Многие ученики (70%) способны понимать только простые тексты на знакомые темы, для них основной единицей восприятия текста является слово или словосочетание. Доля таких учеников больше в тех классах, где дети проводят больше времени в Интернете. На основе полученных данных мы сформулировали гипотезу, которая требует дальнейшей верификации: время, проведённое учениками в Интернете, и объём цифрового чтения могут влиять на то, как ученики понимают печатные тексты.

Литература:

  1. Ларкина, А. Детки в сетке. Исследование «Лаборатории Касперского» [Электронный ресурс] // Kaspersky Daily. 1 июня 2018. URL: https://securelist.ru/kids-report-2018/90138/ (дата обращения: 07.03.2020).
  2. Солдатова, Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФИРО. 2017. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
  3. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006.
  4. Comparing Parent-Child Co-Reading on Print, Basic and Enhanced E-book Platforms 2012. Joan Ganz Cooney Center. URL: http://joanganzcooneycenter.org/publication/quickreport-printbooks-vs-e-books/ (дата обращения: 07.03.2020).
  5. Dehaene, S. Reading in the brain: the New Science of How We Read. Penguine Books, 2010. 388 р.
  6. Dillon, A., Gabbard, R. Hypermeida as an Educational Technology: a Review of the Quantitative Research Literature on Learner Comprehension, Control and Style. Educational Research. 1998. Vol. 68. № 3. Р. 322–349. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543068003322
  7. Golan, D., Barzillai, M., Katzir, T. The Effect of Presentation Mode on Children’s Reading Preferences, Performance, and Self-evaluations. Computers & Education. 2018. № 126. Р. 346–358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.08.001
  8. Katzir, T., Kim, Y-S., Lesaux, N. K. The Role of Reading Self-Concept and Home Literacy Practices in Fourth Grade Reading Comprehension // Reading and Writing. 2009. 22 (3). Р. 261–276. DOI: 10.1007/s11145-007-9112-8
  9. Mangen, A., Walgermo, B., Kolbj?rn, B. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. Р. 61–68. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.002
  10. Snow, C. Reading for Understanding: Toward a Research and Development Program in Reading Comprehension // Official site RAND. 2002. URL: https://www.videnomlaesning.dk/media/2526/ reading-for-understanding.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
  11. Thumala Olave, M. A. Reading matters: Towards a cultural sociology of reading // Am J Cult Sociol. 2018. № 6. P. 417–454. URL: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0034-x (дата обращения: 07.03.2020).
  12. Uncapher, M., Lin, L., Rosen, D, Kirkorian, H, Baron, N, Bailey, K., Cantor, J., Strayer, D., Parsons, T., & Wagner, A. Media Multitasking and Cognitive, Psychological, Neural, and Learning Differences // Pediatrics 140. (Supplement 2). 2017. P. 62–66. DOI: 10.1542/peds.2016-1758D
  13. Wolf, M. Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain. HarperCollins Publishers. 2007. 314 р.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: