Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Богданов В. С.
Организационно-методологические аспекты дистанционного исследования проблем цифровизации регионов с различным уровнем социокультурной модернизации. Часть 2

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7100

Богданов Владимир Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Богданов В. С. Организационно-методологические аспекты дистанционного исследования проблем цифровизации регионов с различным уровнем социокультурной модернизации. Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 1. С. 131-149.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.1.7100

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

Вниманию читателя предлагается вторая часть статьи, посвящённая изучению проблем управляемости1 процессами цифровизации в регионах России с разным уровнем социокультурной модернизации. В первой части статьи были представлены теоретико-методологические и организационные аспекты дистанционного исследования этих проблем, в частности эксплицирована необходимость концептуализации цифровизации как процесса в контексте социально-экономических преобразований, намеченных и утверждённых органами государственной власти в стратегических прорывных планах. Цифровизация и цифровая экономика стали новыми маркерами во властно-политическом дискурсе совсем недавно, но уже запущен национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», который, по мнению его разработчиков, должен обеспечить качественное достижение целей цифровизации в первичных звеньях управления (подготовка кадров, развитие организационной и технологической инфраструктур). Однако роль цифровизации в модернизации регионов не до конца осознана. Не ясны социальные эффекты, которые могло бы ощутить население от внедрения прорывных проектных решений. Население сегодня принудительно вовлекают в жёсткие алгоритмы и процедуры инфотехнологических взаимодействий, где регламент изначально устанавливается технократическими подсистемами, а не людьми, которые бы имели хотя бы право на более широкую степень обратной связи с госструктурами и исполнителями, имея вполне определённые гарантии разрешения своих проблем. В связи с этим нами актуализируется проблема перехода от технократического «умного» регулирования с техническими способами односторонней связи к поиску способов организации обратной связи на основе социально ориентированного управления. В рамках отраслевой научно-образовательной дисциплины – социологии управления, мы продолжаем изучать указанные проблемы и предлагаем познакомиться с результатами эмпирического исследования готовности жителей 17 регионов России к цифровым преобразованиям в их жизни и работе. Для выяснения возникающих при этом проблем нами был проведён опрос экспертов. На основе полученных данных определена общая готовность региональных организаций и предприятий к цифровой трансформации, оценены возможности их реального включения в процесс управления цифровизацией. В частности, произведена оценка имеющихся ресурсов для реализации прорывных проектов, установлено отношение жителей регионов к внедрению данного национального проекта. В статье затронуты и перспективы реализации проекта «Умный город» как существенного аспекта стратегического проекта «Цифровая экономика».

Ключевые слова:

цифровизация регионов; управление цифровизацией; социально ориентированное управление; цифровая экономика; цифровая трансформация; информатизация; региональное управление; социокультурная модернизация; «Умный город»

Литература:

  • 5 самых умных городов мира и смарт-технологии, которые они используют [Электронный ресурс] // Сообщество роботехников: [сайт]. URL: https://robo-hunter.com/news/5-samihumnih-gorodov-mira-i-smart-tehnologii-kotorie-oni-ispolzuyt11521 (дата обращения: 19.01.2020).
  • Атлас модернизации России и её регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Под ред. Н. И. Лапина М.: Весь Мир, 2016. 360 с.
  • Кравченко, С. А. Многоликость метаморфоз: о новациях двух канадских социологов // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 26–35. DOI: 10.31857/S013216250003999
  • Тихонов, А. В. Реформирование работы органов власти и управления как неотложная национальная проблема // Научный результат. Социология и управление. 2017. Т. 3. № 4. С. 70–106. DOI: 10.18413/2408-9338-2017-3-4-70-106
  • Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.08.2019).
  • Цифровизация должна стать для России не опасностью, а возможностью // Business Excellence. 2018. № 4. C. 44–50.
  • Tapscott, D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. NY: McGraw-Hill.1994. 368 p.
  • Negroponte, N. Being Digital. NY: Knopf. 1995. 256 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 1.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: