Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Адамьянц Т. З.
Смысловые барьеры в процессах социальной адаптации современной молодёжи

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7303

Адамьянц Тамара Завеновна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудни

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Адамьянц Т. З. Смысловые барьеры в процессах социальной адаптации современной молодёжи // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 2. С. 54-68.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.2.7303

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация:

В статье идёт речь об устойчивых, «живущих» в отечественном информационном пространстве смыслах и смысловых нюансах, являющихся, в силу негативного влияния на процессы социальной адаптации современной молодёжи, латентными способами ведения современных информационных войн. Анализируются особенности смысловых механизмов, создающих своеобразные барьеры для обращения части молодёжи к информационным и аналитическим материалам, объясняющих политику действующей власти (нечёткость термина «пропаганда» и перенос значений). Рассматриваются также ставшие «модными» в информационном пространстве псевдотворческие приёмы привлечения аудитории. Имеются в виду «заполошные новости», влияющие на морально-нравственный и интеллектуальный климат в социуме, а также эксплуатация интенции «всё плохо», создающей в представлениях части молодёжи тревожность, неверие в собственные возможности, негативные представления о стране и её будущем. Массовое развитие навыков понимания в сфере социальной коммуникации, и прежде всего молодёжи, является, по мнению автора, важным условием успешных процессов социализации и адаптации современной молодёжи, её умения противостоять «смысловым снарядам» современных информационных войн.

Ключевые слова:

молодёжь; социальная адаптация; информационная среда; смысл; понимание; мода; пропаганда; социоментальные группы; коммуникативные навыки; информационные (смысловые) войны; Интернет; социальный результат; картины мира

Литература:

  • Адамьянц Т. З. Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. 2019. Т. 45. № 3. С. 98–105. DOI: 10.31857/ S013216250004282-3
  • Адамьянц Т. З. От человека разумного – к человеку понимающему: к проблеме развития коммуникативных навыков студентов // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). 2007. № 3 (29). С. 275–279.
  • Адамьянц Т. З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [Электронный ресурс] // Официальный портал ИC РАН: [веб-сайт]. М.: Институт социологии РАН, 2017. 69 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020 (дата обращения: 29.01.2020).
  • Адамьянц Т. З. Социоментальное развитие личности как стратегическая задача России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / Отв. ред. В. И. Герасимов. Вып. 11. М., 2016. Ч. 2. С. 10–13.
  • Адамьянц Т. З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 117–128.
  • Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 6-е. М.: Книжный Дом Университет, 2015. 228 с.
  • Дридзе Т. М. Социальное управление и социальная коммуникация на рубеже XXI: к преодолению парадигмального кризиса в социологии // В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования. Отв. ред. Т. М. Дридзе, Л. Н. Цой. Вып. 2. М.: Изд-во ИС РАН, 1999. С. 9–21.
  • Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. 228 с.
  • Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 12–48.
  • Карпенко Е. В. Коммуникативные навыки современного человека: от теории к практике // Общественные науки. 2018. № 1. С. 408–414.
  • Ленин В. И. С чего начать? (1901 г.) // Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1967. Т. 5. С. 1–13.
  • Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М: Эксмо, 2015. 300 с. Расторгуев С. П. Информационная война. Проблемы и модели. М.: Гелиос АРВ, 2006. 240 с.
  • Социологическая энциклопедия в двух томах // Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 2. 863 с.
  • Трофимова И. Н. Снижение социального самочувствия как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. 2014. № 4. С. 50–55.
  • Шилова В. А. К проблеме изучения интенциональной направленности коммуникатора в процессе коммуникации // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2006. № 22. С. 38–60.
  • Чудновская И. Н. Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции (Москва, 9–11 июля 2015 года) М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 169–177.
  • Newcomb T. An Approach to the Study of Communication Acts // Psychological Review, 1953. № 60. P. 393–404.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 2.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: