Журнал: Социологическая наука и социальная практикаВиттенберг Е. Я.Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 2

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Виттенберг Е. Я.

Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 2

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7487
Виттенберг Евгений Яковлевич
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Виттенберг Е. Я. Проблемы повышения доверия населения к российским банкам в социологическом измерении. Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 3. С. 63-76.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7487

Рубрика:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация:

Эмпирической основой для написания данной статьи послужили три социологических исследования Института социологии ФНИСЦ РАН, осуществлённые по заказу и при финансовой поддержке Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ), Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк) в 2013, 2015 и в 2019 гг., то есть в докризисный период, в разгар кризиса и в начале посткризисного периода. Инициатором всех трёх исследований выступила Ассоциация российских банков (АРБ). Значительное внимание в статье уделено анализу оценок кредитно-денежной политики ЦБ в общественном мнении на различных исторических этапах и её влияния на уровень доверия населения к банковской системе в целом. В статье исследованы объективные и субъективные причины, негативно влияющие на уровень доверия населения к банкам. Среди них проанализированы проблемы снижения жизненного уровня населения, массового отзыва лицензий у коммерческих банков, падения инвестиционной привлекательности хранения средств физическими лицами в банках и др. В заключении статьи даны рекомендации, основанные на результатах исследования, по восстановлению и упрочению доверия населения к банкам путём более ответственной и гибкой их кредитно-денежной политики, повышения транспарентности банковского сообщества и расширения информации о его деятельности, содействия распространению финансовой грамотности, систематического социологического мониторинга отношения населения к банкам и научно-практического осмысления его результатов.

Ключевые слова:

мегарегулятор; доверие к банкам; инвестиционные предпочтения; интернетбанкинг; финансовое просвещение; качество банковских услуг

Литература:

  • Годовой отчёт Банка России за 2018 год. М.: АО “АЭИ “ПРАЙМ”. 2019. 393 с.
  • Доверие россиян к банкам растёт. [Электронный ресурс] // НАФИ: [сайт]. 17 января 2019. URL: https://nafi.ru/analytics/doverie-rossiyan-k-bankam-rastet/ (дата обращения: 05.01.2020).
  • Сухов М. В чёрный список ЦБ попали более 4 тысяч банкиров. [Электронный ресурс] // lenta.ru: [сайт]. 4 сентября 2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/09/04/cbblacklist/ (дата обращения: 03.01.2020).

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 3.
>> Архив журнала