Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Константиновский Д. Л.
Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491

Константиновский Давид Львович
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Том. 8. № 3. С. 125-133.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье рассматриваются социокультурный, экономический, территориальный и другие барьеры к получению образования и возможности их преодоления. В первой части статьи приводятся материалы исследований, выполненных на отечественных эмпирических данных с 1960-х гг. по настоящее время. Показано значительное воздействие барьеров на формирование образовательных и профессиональных карьер молодёжи. Отмечено, что преодоление барьеров становится возможным, если у семьи есть ресурсы для их преодоления; в противном случае дети вынуждены корректировать свои намерения, занижая запросы на образование. Во второй части статьи анализируется опыт малоресурсных, с неблагополучным контингентом школ, которые предпринимают немалые усилия, чтобы помочь учащимся преодолеть барьеры. Учителя и дирекция этих школ выстраивают стратегии, значительной частью которых являются педагогические меры, однако сложные социальные условия требуют ответа и в виде мер социального характера. Наиболее важным представляется формирование мотивации всех участников образовательного процесса. В результате деятельности школы улучшается академическая успеваемость, образовательные планы школьников растут, их представления об образовательной и профессиональной карьере, о возможностях социальной мобильности расширяются. Происходит изменение ориентаций, связанных с построением жизненного пути. Рассмотрение приведённого в статье опыта социальной практики школ позволяет сделать вывод, что их активность проявляет себя как мощный ресурс, который школы предоставляют семьям, когда у тех нет возможностей для преодоления барьеров. Он способен повышать не только потенциал образовательной организации, но и жизненные шансы учащихся, помогая им не менее эффективно, чем способны это сделать другие виды ресурсов.

Ключевые слова:

образование; молодёжь; барьеры; образовательная и профессиональная карьера

Литература:

  • Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167
  • Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн [и др.]. М.: Логос, 2006. 208 с.
  • Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта молодёжи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.
  • Образование и социальная дифференциация. Колл. моногр. / Д. А. Александров, И. В. Антипкина [и др.]; отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 454 с.
  • Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М. А. Пинская [и др.]. М.: Рыбаков фонд, 2019. 192 с.
  • Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М.: Наука, 1978. 272 с.
  • Шубкин В. Н. Социологические опыты. (Методологические вопросы социальных исследований). М.: Мысль, 1970. 288 с.
  • Coleman J. S., Campbell E. Q., Hobson C. J., MacPartland J., Mood A. M., Weinfeld F. D., York R. Equality of Educational Opportunity. Washington, DC: US Government Printing Office, 1966. 548 pp.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 8. № 3.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: