Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Гуманитарий Юга России

Самыгин П. С., Самыгин С. И.
Особенности социализации современной российской молодежи в сфере спорта

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.4.6

Самыгин Петр Сергеевич
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, доцент, профессор, кафедра теории и истории государства и праваСамыгин Сергей Иванович
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор, кафедра управления персоналом и социологии

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Самыгин П. С., Самыгин С. И. Особенности социализации современной российской молодежи в сфере спорта // Гуманитарий Юга России. 2020. Том. 9. № 4. С. 73-88.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.4.6

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация:

В статье осуществляется анализ особенностей социализации и основных стратегий поведения современной российской молодежи в сфере спорта, определяется характер мотивации, ценностных установок и ориентаций молодых людей, занимающихся спортом. Как указывается в работе, спортивная деятельность выступает в качестве способа самоутверждения человека: занятия различными видами спорта способствуют формированию у спортсмена необходимых волевых качеств, психологической выдержки, умению мобилизоваться в экстремальных условиях. Систематические занятия спортом, предусматривающие регулярные тренировки, планирование спортивных нагрузок и состязаний на продолжительные периоды времени, способствуют формированию навыков упорного труда, направленного на достижение успехов в других сферах человеческой деятельности, не связанных со спортом. Авторы отмечают, что занятия различными видами спорта способствуют формированию определенных ценностных ориентаций индивида, влияют на складывание общесоциальной направленности личности. В процессе приобщения к спортивной деятельности особо важное значение имеет исходная мотивация лица, намеревающегося начать заниматься спортом, вступить в ту или иную секцию: данная исходная мотивация определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни. Делается вывод, в соответствии с которым в рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта. В данной ситуации актуальность приобретает философия олимпизма, в соответствии с которой главным в спортивных состязаниях является не победа над соперником, а преодоление самого себя, собственных слабостей и недостатков. Основные положения: Современный спорт как уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека выполняет наряду с соревновательной также и эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные и другие функции, оказывая воздействие на различные сферы общественной жизни. Спортивная социализация, или социализация посредством спорта, позволяет вовлеченному в данную сферу деятельности субъекту приспособиться к выполнению различных социальных ролей, а опыт спортивных занятий способствует облегчению процесса адаптации индивида к выполнению тех или иных ролей вне спорта, формированию широких ценностных ориентаций к действительности. В процессе приобщения к спортивной деятельности важное значение имеет мотивация лиц, занимающихся спортом, поскольку она определяет другие мотивации в течение всей последующей спортивной карьеры, оказывая определенное воздействие на поведение указанных лиц в их повседневной жизни, не связанной со спортом. 4. В рамках пропаганды ценностей спорта среди молодежи, вовлечения молодых людей в спортивную деятельность акцент необходимо делать в первую очередь на гуманистической составляющей современного спорта, духовном и физическом совершенствовании, формировании посредством занятий спортом умений и навыков, использование которых возможно в других сферах жизнедеятельности.

Литература:

  • Банников А.М., Банникова Н.А. Фундаментальные принципы и ценности олимпизма и их распространение через региональные олимпийские академии // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2016. № 1. С. 44–51.
  • Вишневский В.И., Столяров В.И., Федосов В.Г. Современный спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность : учеб. пособие. М. : МАДИ (ГТУ), 2007. 72 с.
  • Воробьёв Г.А., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 54–58.
  • Гафиатулина Н.Х., Косинов С.С., Самыгин С.И. Спортивное движение как эффективное средство развития социального здоровья российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 19–22.
  • Дельцова Т.Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. Пенза, 2007.
  • Кубертен П. Олимпийские мемуары. М. : Рид-Групп, 2011.
  • Куликов В. Удар с утяжелением. Владение боевыми искусствами предложено считать отягчающим обстоятельством при преступлении // Российская газета. 2016. № 248 (7116). C. 4.
  • Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от идеи к инновационным социокультурным проектам // Социология физической культуры и спорта: состояния и перспективы развития : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 11–16.
  • Осипова И.С. Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности спортсмена // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 38–41.
  • Перегудова Н.В., Монахова Е.Г., Яковлева В.Н. Проблемы определения гуманистической парадигмы обучения будущих преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2.
  • Петрыгин С.Б. Агрессия и контактные виды единоборств // Современные технологии в физическом воспитании и спорте : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тула : Тульское производственное полиграфическое объединение, 2018. С. 205–209.
  • Полуренко К. Спортивно-гуманисти-ческое воспитание студентов // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 84–86.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 № 1101-р. Режим доступа: http://www.minsport. gov.ru›activities/federal-programs…26363.
  • Россия – спортивная страна. Аналитический обзор ВЦИОМ. Вып. № 4101. 13 ноября 2019 г. Режим доступа: http:// www.wciom.ru.
  • Самыгин П.С., Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 42–45.
  • Самыгин С.И., Самыгин П.С., Верещагина А.В. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 58–62.
  • Самыгин С.И., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Спорт как институт социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 76–82.
  • Ткачев Е.В. Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2. С. 1–4.
  • Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 1 (21).
  • Шумакова Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 53–56.
  • Eitzen D.S., Sage H.G. Sport and American Education // Sociology of American Sport. N.Y., 1992. P. 79–94.
  • Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, 1974. № 4.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 9. № 4.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: