Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Власть

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В.
«Цифровое детство»: риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей

DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7577

Бродовская Елена Викторовна
Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор политических наук, доцент; профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; заведующий кафедрой социально-политических исследований и технологий Института истории и политики Московского педагогического государственного университета
Домбровская Анна Юрьевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
доктор социологических наук, доцент; профессор департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; доцент кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики Московского педагогического государственного университета
Синяков Алексей Викторович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
заведующий учебной лабораторией кафедры методологии социологических исследований

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В. «Цифровое детство»: риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей // Власть. 2020. Том. 28. № 5. С. 86-94.
DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7577

Рубрика:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация:

В статье представлены результаты прикладного исследования столкновения с интернет-рисками детей, подростков, старших подростков, а также их родителей и учителей. Исследование проведено в Ставропольском крае в 2020 г. Выбор исследовательского кейса связан с такими характеристиками края, как мультикультурная среда, интенсивное внешнее информационное давление, сложности социально-экономического развития. Авторы выявили следующую закономерность: чем реже дети используют социальные медиа, тем реже встречаются с интернет-рисками. Зафиксирована взаимосвязь между интернет-рисками, испытанными школьниками 15–18 лет, и доминирующими типами их онлайн-сетевой активности. Налицо и такие сопряженности: те, кто играет в онлайн-игры, часто встречаются с кибурбуллингом и сообщениями, содержащими ненормативные выражения; те, кто часто просматривает чаты в мессенджерах, чаще испытывают неудобства из-за предоставления недостоверной/фейковой информации; те, кто интенсивно просматривает веб-страницы, заявляют о проблеме фейковых данных и нецензурного контента.

Литература:

  • Айсина Р.М. 2019. Психологическая безопасность взрослых интернет-пользователей: анализ современных исследований. – Вестник Омского университета. Сер. Психология. № 1. С. 28-38.
  • Иксанов Р.А., Бикамова З.И., Гимазетдинова Ю.Р. 2018. Информационная безопасность ребенка в сети Интернет. – Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 4. С. 111-114.
  • Максимов А.С., Мануйлова Л.М. 2018. Диагностика влияния рисков Интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов. – Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 1(31). С. 94-100.
  • Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Львова Е.Н. 2017. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области. – Эпоха науки. № 12. С. 103-109.
  • Патраков Э.В. 2020. Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках Интернета для подростков. – Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей. С. 482-486.
  • Привалова И.В. 2017. Интернет-обусловленное поведение молодежи: содержание понятия и его характеристики. – Образовательные технологии и общество. Т. 20. № 3. С. 397-408.
  • Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. 2014. Internet Use and Verbal Aggression: The Moderating Role of Parents and Peers. – Computers in Human Behavior. Vol. 33. P. 235-241.
  • Kruistum A. et al. 2014. Youth Media Lifestyles. – Human Communication Research. Vol. 40. Is. 4. P. 508-530.
  • Hasebrink U., Paus-Hasebrink I. 2013. Trends in Children’s Consumption of Media. – The Routledge International Handbook of Children, Adolescents and Media (ed. by D. Lemish). Milton Park; London, UK: Routledge and Taylor & Francis. P. 31-38.
  • Hepp A. Hajarvard S., Lundby K. 2015. Mediatization: Theorizing the Interplay between Media, Culture and Society. – Media, Culture & Society. №Vol. 37. Is. 2. P. 314-324.
  • Hoffmann D., Krotz F., Rei?mann W. 2017. Mediensozialisation und Mediatisierung. Problemstellung und Einf?hrung. – Mediatisierung und Mediensozialisation. Prozesse – R?ume – Praktiken (ed. by D. Hoffmann, F. Krotz, W. Rei?mann), Wiesbaden, Germany: Springer. S. 3-18.
  • Lee S. 2015. Analyzing Negative SNS Behaviors of Elementary and Middle School Students in Korea. – Computers in Human Behavior. Vol. 43. P. 15-27.
  • McQuail D. 2010. McQuail's Mass Communication Theory. 6th ed. SAGE. 632 p.
  • Palfrey J., Gasser U. 2008. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. N.Y.: Basic Books. 375 p.
  • Palfrey J., Boyd D., Sacco D. 2010. Enhancing Child Safety and Online Technologies. Final report of the Internet safety. Durham, North Carolina: Carolina Academic Press. 309 p.
  • Rasmussen E. 2014. Proactive vs Retroactive Mediation: Effects of Mediation’s Timing on Children’s Reactions to Popular Cartoon Violence. – Human Communication Research. Vol. 40. Is. 3. P. 396-413.
  • Rideout V.J. 2016. Measuring Time Spent With Media: The Common Sense Census of Media Use by US 8- to 18-year-olds. Journal of Children and Media –JOCAM. Vol. 10. Is. 1. P. 138-144.
  • Thaler R., Sunstein C. 2008. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. New Haven: Yale University Press. 293 p.
  • Vorderer P., Kohring M. 2013. Permanently Online: A Challenge for Media and Communication Research. – International Journal of Communication. No. 7. P. 188-196.
  • Vorderer P., Kromer N., Schneider M.F. 2016. Permanently Online and Permanently Connected: Explorations into University Students’ Use of Social Media and Mobile Smart Devices. – Computers in Human Behavior. No. 63. P. 694-703.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 28. № 5.
>> Архив журнала



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: