Журнал: Социологическая наука и социальная практикаКлименко Л. В., Посухова О. Ю.Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Клименко Л. В., Посухова О. Ю.

Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7871
Клименко Людмила Владиславовна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Доктор социологических наук, профессор 
Посухова Оксана Юрьевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат социологических наук, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Династийность в малом бизнесе в современной России: стратегии и перспективы воспроизводства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 1. С. 43-60.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7871

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Выражение признательности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект 19-18-00320 «Конструктивный и деструктивный потенциал профессиональных династий в российском обществе»

Аннотация:

- Воспроизводство поколенческой преемственности в малом и среднем бизнесе является опорным элементом национальных экономик многих западных стран. Ориентиром социально-экономического развития России также выступает существенное наращивание сектора МСБ. Однако сравнительно недолгий период развития рыночных отношений в нашей стране, экономические кризисы и транзитивность статуса семейного бизнеса (как в правовом поле, так и в общественном мнении), неустойчивость организационных и коммуникативных практик наследования капитала выступают факторами, препятствующими формированию предпринимательских династий в России. Эмпирическое изучение стратегий воспроизводства предпринимательских династий показывает, что малый бизнес в нашей стране в меньшей степени ориентирован на образовательные стратегии, через получение профессионального образования. Профессиональная преемственность опирается преимущественно на опыт работы (как правило, с низовых позиций) и наставничество со стороны старшего поколения. Хотя на уровне перспектив включения третьего поколения наследников в семейный бизнес образовательные стратегии уже более актуальны. Распространёнными в династийном воспроизводстве выступают стратегии социального (аккумуляция мобилизуемых социальных отношений) и символического (накопление и приумножение капитала признания) инвестирования. Семейные традиции и опыт ведения бизнеса зачастую связаны с возможностями трансфера социального капитала с меньшими издержками, преимуществом транслировать и перенимать неформальный деловой опыт и бизнес-связи. Межпоколенная преемственность обеспечивается формированием и трансляцией семейной культуры бизнес-династии с особыми ценностно-идентификационными смыслами, в том числе особым профессиональным этосом представителей семейного бизнеса. Устойчивость бизнеса, добровольность преемственности и опыт взаимодействия с институционализированными практиками семейного предпринимательства определяют степень позитивности профессиональной и династийной идентичности. Вместе с тем накопленного в формирующихся предпринимательских династиях ценностно-идентификационного ресурса может не хватить для воспроизводства из-за негативных трендов современного экономического развития России.

Литература:

  • 1. Берто Д., Берто-Вьям И. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 132–140.
  • 2. Берто Д., Берто-Вьям И. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях (окончание статьи) // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 58–67.
  • 3. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; Отв. ред. пер. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. 288 с.
  • 4. Бурдье П. Формы капитала / Пер. М. С. Добряковой ; науч. ред. В. В. Радаев // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.
  • 5. Волков Д. А. Особенности организации и управления семейным предпринимательством в условиях России: дис. ... д-ра экономических наук : 08.00.05 / Волков Дмитрий Анатольевич ; РАНХИГС при Президенте РФ. М., 2016. 314 с.
  • 6. Гергерт Д. В., Пономарева Т. В. Семейный бизнес как объект междисциплинарного исследования: обзор методологических подходов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13. № 1. С. 90–105.
  • 7. Зеленков С., Ефремов К. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодёжи // Народное образование. 2007. № 6 (1369). С. 239–242.
  • 8. Исследование владельцев капиталов в России 2015. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. 2016 // Сколково : [сайт]. URL: https://wtc.skolkovo.ru/media/documents/SKOLKOVO_WTC-WPS_2015_Report(RUS).pdf (дата обращения: 27.08.2020).
  • 9. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 1. С. 80–102. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-80-102.
  • 10. Мартьянова Н. А., Рубцова М. В. Управляемость профессии как социального института: от депрофессионализации к реконструкции профессий // Studia Humanitatis. Сетевое издание. 2015. № 2. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/martianova_rubtcova. pdf (дата обращения: 27.08.2020).
  • 11. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры : учебное пособие. М. : АОЗТ Механик, 1997. 207 с.
  • 12. Мостовая И. В., Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Методологические аспекты исследования профессиональных династий в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. С. 70–82. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.6.3.
  • 13. Мурзина Ю. С., Позняков В. П. Основатели бизнес-династий в России признают значимое влияние семейных отношений на бизнес // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1215–1232. DOI: 10.18334/rp.18.7.37748.
  • 14. Мурзина Ю. С., Тонышева Л. Л. Мотивы собственников в передаче бизнеса преемникам // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10–1 (63). С. 1147–1155.
  • 15. Смирнов В. В. Развитие семейного бизнеса как фактор оздоровления экономики. России в условиях кризиса. Владимир : ВГУ, 2008. 48 с.
  • 16. Ткач О. А. Заводская династия как социально-культурный феномен: советский и постсоветский периоды : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04. / Ткач Ольга Александровна ; Социологический институт РАН. СПб., 2008. 23 с.
  • 17. Форост Е. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир // Институт экономики роста им. Столыпина П. А. : [сайт]. 27.07.2018. URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (дата обращения: 27.08.2020).
  • 18. Arum R., Muller W. The Reemergence of Self-Employment: A Comparative Study of SelfEmployment Dynamics and Social Inequality. Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. University of Illinois at Urbana-Champaign’s. 2004. URL: https://ssrn.com/abstract=1496165 (дата обращения: 27.08.2020).
  • 19. Chrisman J. J., Chua J. H., Sharma P. Trends and Directions in the Development of a Strategic Management Theory of the Theory of the Family Firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29. № 5. P. 555–575.
  • 20. De Massis A., Sharma P., Chua J. H., Chrisman J. J. Family Business Studies: An Annotated Bibliography. Cheltenham: Edward Elgar, 2012. 368 p.
  • 21. Dunn T., Holtz-Eakin D. Financial Capital, Human Capital, and the Transition to SelfEmployment: Evidence from Intergenerational Links // Journal of Labor Economics. 2000. № 18 (2). P. 282–305.
  • 22. Global Family Business Survey // PwC : [сайт]. 2018. URL: https://www.pwc.com/gx/ en/family-business-services/assets/pwc-global-family-business-survey-2018.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
  • 23. Klein S. B. Family Business in Germany: Significance and Structure // Family Business Review. 2000. № 13 (3). Р. 157–181.
  • 24. Lentz B. F., Laband D. N. Entrepreneurial success and occupational inheritance among proprietors // Canadian Journal of Economics. 1990. Vol. 23. № 3. Р. 563–579.
  • 25. Lindquist M. J., Sol J., Van Praag M. Why do entrepreneurial parents have entrepreneurial children? // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. № 2. Р. 269–296.
  • 26. Mannarino L., Pupo V., Ricotta F. Family Involvement In Management And Firm Performance: Evidence From Italy. Working Papers n. 03–2011 // Universit? della Calabria : [сайт]. 2001. URL: http://www.ecostat.unical.it/RePEc/WorkingPapers/WP03_2011.pdf (дата обращения: 27.08.2020).
  • 27. Rosenthal G. The Narrated Life Story: On the Interrelation Between Experience, Memory and Narration // Narrative, Memory and Knowledge: Representations, Aesthetics and Contexts / K. Milnes, C. Horrocks, N. Kelly, B. Robert, D. Robinson (Eds.). Huddersfield : University of Huddersfield Press, 2006. P. 1–16.
  • 28. Schulze W. S., Gedajlovic E. R. Whither Family Business? // Journal of Management Studies. 2010. № 47 (2). P. 191–204.
  • 29. Sorensen J. B. Closure and Exposure: Mechanisms in the Intergenerational Transmission of Self-employment // Research in the Sociology of Organizations. 2007. Vol. 25. P. 83–124.
  • 30. The 2019 EY and University of St. Gallen Global Family Business Index. Center for Family Business at the University of St.Gallen // EY : [сайт]. 2019. URL: https://www.ey.com/en_gl/growth/ how-the-world-s-largest-family-businesses-are-responding-to-the-transformative-age (дата обращения: 27.08.2020).
  • 31. The CS Family 1000 in 2018 // Аnalytical reports of the Research Institute Credit Suisse. 2018. URL: https://www.credit-suisse.com/about-us/en/reports-research/studies-publications.html (дата обращения: 27.08.2020).
  • 32. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. A Classic Work in Immigration History. Urbana : University of Illinois Press, 1996.
  • 33. Zahra S. A., Hayton J. C., Salvato C. Entrepreneurship in Family vs. Non-Family Firms: A Resource-based Analysis of the Effect of Organizational Culture // Entrepreneurship Theory & Practice. 2004. Vol. 28. № 4. PP. 363–381.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 9. № 1.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)